Катехизис. Конспект лекций - стр. 16
Сам Бог называет Себя «Сущим» (Исх. 3:14).
3. Бог есть Дух Всеблагий. Священное Писание так указывает на это свойство: «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Благ Господь всяческим, и щедроты Его на всех делех Его» (Пс. 144:8,9); «Никто не благ, как только один Бог» (Мф. 19:17).
Неизреченная благость побудила Бога сотворить мир и сообщить сотворенным существам столько совершенств, сколько могла вместить их природа.
Благость Божию нисколько не умаляет находящееся в мире зло. Зло произошло не от Бога, а является следствием злоупотребления свободой, которой Бог наделил разумные существа.
Святой Иоанн Кронштадтский учит, что своим падением злые духи невольно свидетельствуют о благости Божией. «Хотя не долго, – говорит святой, – но и демоны вкусили сладость и животворность блаженного общения с Богом; и они вкусили, «яко благ Господь» (Пс. 33:9). Если они сделались врагами Божиими, в этом виноваты они сами: они не захотели остаться в своём чине и вышли из подчинения. Боже мой, Ты мог вовсе не даровать им бытия, но по благости Своей Ты не хотел, чтобы их злоба превзошла Твою благость. Пусть и они знают и самим падением своим всем громче всякой трубы проповедуют, что Ты – благ, и что они – неблагодарные, дерзкие твари».
4. Бог есть Дух Всеведущий. Бог знает мир не так, как человек. Для человека познание – внешний процесс, Бог же знает мир по Своим определениям о нём. Поэтому в Божественном ведении не может быть никакого прогресса. Священное Писание свидетельствует: «Ведомы Богу от вечности все дела Его» (Деян. 15:18).
Бог в совершенстве знает Себя Самого. Апостол Павел об этом пишет: «Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1 Кор. 2:11).
Бог проникает и в саму глубину сердца человека. «Бог больше сердца нашего и знает всё», – утверждает святой апостол Иоанн Богослов (1 Ин. 3:20). «Несть льсти в языце моем: се, Господи, Ты познал еси», – поражен псалмопевец (Пс. 138:4).
Господу известно даже условное будущее, т. е. такое, которое могло бы исполниться при определённых условиях. Например, Он знает, что Тир и Сидон покаялись бы, если бы Он совершил в них чудеса, явленные в Вифсаиде и в Хоразине (Мф. 11:21).
5. Бог есть Дух Всеправедный. Это значит, что Господь Сам свят и праведен и в других свободных и разумных существах хочет видеть святость и правду. Он воздаёт всем нравственным существам по их достоинству и делам: добрых награждает, а злых наказывает. Бог воздаст каждому по делам его. «Нет лицеприятия у Бога», – говорит апостол Павел (Рим. 2:11). «Господь праведен, любит правду; лице Его видит праведника», – свидетельствует пророк Давид (Пс. 10:7).