Кашкуль света. Пояснение суфийских терминов - стр. 8
Руми
Близость
(унс)
Автор: Близость суфия означает, что он не довольствуется тем, что не есть Бог, и не обретает покой ни в чем, кроме Него.
Рувайм: Близость – это уход от всего, что не есть Бог. (TA 486)
Мамшад Динавари: Суть близости – в том, чтобы через поминание Бога ужаснуться своему нафсу. (TSA 260)
Антаки: Близость – это когда ты отвращаешься от мира и его людей, за исключением духовных наставников, поскольку близость с ними – это средство обретения близости с Богом. (TSA 261)
Шибли: Близость – это уединение после экстаза зикра. (TSA 260)
Харраз: Близость – это беседа духа с Возлюбленным на собраниях приближенности к Нему. (TSA 261)
Шибли: Обретение близости с людьми – верный способ стать духовно несостоятельным. (TSA 260)
Харраз: Обрести близость означает отдать свое сердце Возлюбленному. (TSA 260)
Джунайд: Я сказал несколько слов о близости Хасану Масухи и затем спросил его: «Что же такое близость?». Он ответил: «Если все существующее под небесами погибнет в одно мгновение, я не устрашусь». (TSA 260)
Шибли: Тот, кто полагается на богатство, развращается; тот, кто полагается на людей, отвергается; тот, кто полагается на поступки, становится озабоченным; тот, кто обретает близость с Богом, достигает единения с Ним. (TSA 623)
Люди на мистическом пути к Богу
(ахл-и тарик-и Аллах)
Автор: Так называют идущих по Пути к Богу.
Рузбихан: Людей, идущих по Пути, можно разделить на три категории: привлеченный (маджзуб), приближенный (махуз) и путник (салик). Привлеченный продвигается по Пути посредством экстатических состояний; путник продвигается по Пути посредством совершения деяний и достижения стоянок; приближенный же упразднен от всего. Достигая Бога, он становится упраздненным даже от самой этой упраздненности в Боге. В этот момент для него больше не существует Пути, поскольку путешествие за пределы происходит через Вечное и преходящих форм больше нет. (SS 406)
Шах Ниматулла Вали
Отдавать предпочтение другим
(исар)
Автор: Предпочтение суфием других людей перед собой проявляется в том, что он отдает им то, в чем нуждается сам.
Мухаммад б. Фазль: Аскеты отдают предпочтение другим перед собой в том, что им не нужно, а рыцарственные предпочитают себе других в том, в чем нуждаются сами. (TA 520)