Картины на выставке - стр. 7
ДЖОАННА. Что ему до вашего позирования другому художнику?
БЕАТРИС. Вы – не просто другой художник.
ДЖОАННА. Для вас я просто другой художник. Остальное вас не касается. И что вам терять? Все, что вам придется делать – сидеть на месте, как вазе с фруктами. В чем проблема?
БЕАТРИС. Все гораздо сложнее. Когда объект, на который ты смотришь, может смотреть на тебя, он становится субъектом. Именно этого вы и не понимаете.
ДЖОАННА. Я понимаю. Поэтому и боюсь.
БЕАТРИС. Боитесь чего?
ДЖОАННА. Смотреть на то, что может смотреть на меня.
БЕАТРИС. Тогда почему вы хотите рисовать меня?
ДЖОАННА. Потому что мне нужно, чтобы на меня смотрели.
БЕАТРИС. Почему бы не взять собаку?
ДЖОАННА. Потому что глядя на его картины, на которых изображены вы, я хочу понять, что происходит, когда он смотрит на вас и превращает в краску. Я вижу, что нарисовано, эту нарисованную поверхность, и со мной происходит что-то такое, чего я всегда боялась. Вот я и должна в этом разобраться.
(Пауза).
БЕАТРИС. Хорошо. Я это сделаю. Буду позировать вам. Но я не перестану позировать ему. В те дни, когда я ему не нужна, буду позировать для вас. Хорошо?
ДЖОАННА. Пожалуй. Я не хочу, чтобы вы выбирали между нами. Разумеется, он может захотеть.
БЕАТРИС. Чтобы я сделала выбор?
ДЖОАННА. Да.
БЕАТРИС. Он не захочет.
ДЖОАННА. Значит, никому вреда не будет, так?
БЕАТРИС. Не знаю, будет или нет. Наверное, мы это выясним.
ДЖОАННА. Я бы выпила кофе.
БЕАТРИС. Вы же не пьете кофе.
ДЖОАННА. Раньше не пила, но я раздвигаю горизонты, так? Осваиваю ранее неисследованное.
БЕАТРИС. Вам со сливками и сахаром?
ДЖОАННА. Не знаю. Решайте сами.
БЕАТРИС. Как скажете.
ДЖОАННА (обращаясь к зрительному залу). Рисовать ее… Рисовать ее – совсем не то, чего я ожидала. Абсолютно. Она очень чистая. Ее чистота успокаивает меня, и я обнаруживаю, впервые в своей жизни, что мне достает смелости рисовать человека, рисовать то, что я вижу, когда оно живое и смотрит на меня. Это действительно похоже на чудо, то, как я увлеклась, увлеклась.
БЕАТРИС. Я ему не сказала. То есть я думала, что он знал. Я думала, она скажет ему. Но она не сказала. И я тоже. И он продолжал рисовать меня. Он думает, что теперь я время от времени позирую другому художнику, и это, правда. Он просто не знает, скорее всего, не знает, что другой художник – его жена. Студии у них в разных местах, и нынче они редко смотрят на работы друг дружки. Оба люди замкнутые. И в прошлом, разумеется, в их картинах было очень мало общего. Но теперь что-то общее появилось. Они рисуют меня.
ДЖОАННА (обращаясь к БЕАТРИС