Картинные девушки. Музы и художники: от Веласкеса до Анатолия Зверева
1
Пикассо создал более 50 интерпретаций картины «Менины». (Здесь и далее примечания автора.)
2
Бэкон постоянно обращался к «Портрету папы Иннокентия Х», сделав около 50 искажённых версий этой картины. При этом оригинал он видел лишь раз, считая, что более близкое знакомство повредит его интерпретациям.
3
Веласкес носил фамилию матери, поскольку она была более знатной.
4
Известный нам как Джорджоне.
5
Интерпретаций этой картины множество. Её считали иллюстрацией к плутовскому роману, утверждали, что здесь представлены три возраста человека, отсылающие нас к библейскому поклонению волхвов, или даже Святая Троица (белый воротник – не что иное, как метафорически изображенный голубь – Святой Дух).
6
«Женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё». Лк. 10:38–42.
7
По другой версии, Веласкес прибыл в Мадрид в компании своего тестя, Франсиско Пачеко. Что касается Хуана Парехи, то он был на самом деле не слугой, а рабом Веласкеса, подаренным ему в 1623 году. Пареха растирал краски, поддерживал порядок в мастерской и со временем сам выучился рисовать, став неплохим художником.
8
Благодаря этому портрету Веласкес получит заказ от папы Иннокентия Х. В Риме испанца никто не знал, и, чтобы доказать свой талант, он отправил Пареху позировать рядом с портретом на публике. Эксперимент оказался более чем успешным: теперь от заказов не было отбоя.
9
Цит. по: Дюма А. Три мушкетёра. Пер. с фр. Вальдман В.С., Лившиц Д.Г., Ксаниной К.А. Кишинёв: Лумина, 1974.
10
Веласкес создал 34 портрета Филиппа IV, многие из которых, к несчастью, были утрачены: погибли при пожаре 1734 года, когда королевский дворец в Мадриде сгорел вместе со всеми хранившимися в нем произведениями искусства.
11
А вот Рафаэля Веласкес терпеть не мог – по словам Ортеги, оттого что Рафаэль «вознамерился придать вещам совершенство, которым они не обладают». Веласкес был правдив в своем искусстве, но всё-таки нельзя сказать, что это правда реализма или натурализма.
12
Знакомство с великим фламандцем обогатило Веласкеса – 54-летний Рубенс не жалел времени на общение с молодым испанским художником и многому научил его. Но когда Веласкес назвал Рубенса однажды своим учителем, тот возмутился, сказав, что тот и прежде был настоящим мастером.
13
Понтифик, увидев свой портрет кисти Веласкеса, промолвил два слова: «Troppo vero» – «Слишком правдиво». После чего велел прислать испанскому художнику золотую нагрудную цепь с медальоном, где хранился миниатюрный портрет Иннокентия Х. Веласкес вернул дар отправителю, сказав, что он не художник, а слуга своего короля, что он пишет только по его повелению – и поэтому не может принять такой подарок. Как выразился Ортега-и-Гассет: «Не думаю, чтобы во всей истории живописи нашёлся ещё один подобный случай: художник, который не использует живопись как профессию».
14
Картинам с точной атрибуцией к тому же не везло – например, знаменитый портрет герцогини де Шеврез (и вновь привет мушкетёрам!) был утрачен, как и портрет свояченицы папы Иннокентия Х, Олимпии Мальдачини.
15
Единственный ученик Веласкеса, вставший почти вровень с ним, – это севильянец Бартоломе Эстебан Мурильо.
16
«Венера» (2006).
17
Главной целью четырёхлетнего пребывания Веласкеса в Италии была закупка картин для королевского дворца Алькасар и будущего музея Прадо.
18
Впервые эту мысль высказал Хосе Ортега-и-Гассет.
19
Вход в Лондонскую национальную галерею бесплатный для всех.
20
Во Франции – Елизавета.
21
Известная также как Изабелла Французская.
22
По слухам, их было около тридцати.
23
После замужества Маргарита станет императрицей Священной Римской империи, королевой Германии, Венгрии и Чехии.
24
Мастерскую Веласкеса украшали картина Рубенса «Паллада и Арахна» и копия с работы Йорданса «Аполлон, сдирающий кожу с Марсия», выполненная зятем художника, Хуаном дель Масо.
25
По мнению исследователей, в «Менинах» представлен самый достоверный портрет Веласкеса (разве что он изобразил себя несколько моложе, чем был в то время). Автопортреты художника, хранящиеся в музеях Валенсии, Вены, в галерее Уффици, в Капитолийском музее Рима, вызывают у специалистов сомнения.
26
Считается, что мать была равнодушна к Маргарите – семье нужен был наследник, и появление дочери разочаровало королеву. Но Филипп IV обожал инфанту и называл её «моя радость».
27
По сравнительно недавним исследованиям, портрет Маргариты в розовом был сделан не Веласкесом, а его зятем – Хуаном дель Масо. Верится в это с трудом.