Размер шрифта
-
+

Karmalogic - стр. 42

Индуистские культы и методы преодоления сансары были подвергнуты критике другим религиозным направлением, зародившимся на севере Индии в середине первого тысячелетия до нашей эры, – буддизмом[43]. Основные законы мироздания, сформулированные основателем буддизма Сиддхартхой Гаутамой (принявшим имя Будда – «пробудившийся», санскр.), не столько являются самодостаточными постулатами, сколько служат алгоритмом для достижения последователями буддизма высшей цели – нирваны. Религиозное мировоззрение Будды можно свести к четырем положениям:

• мир полон страданий (дукха);

• причина страданий есть результат плохой кармы, порождаемой привязанностью ко всему земному (самудая);

• страдание можно прекратить (ниродха);

• существует путь для прекращения страданий (марга).


Избавление от желания приносит избавление от страданий, что возможно только в результате достижения нирваны, которая в буддизме понимается как угасание страстей, прекращение жажды. Нирвана – это не желание и не сознание, не жизнь и не смерть, это состояние, в котором освобождаются от переселения душ. В позднем буддизме нирвана понимается как блаженство, состоящее в свободе и одухотворении.

Для избавления от желания Будда предложил восьмеричный путь спасения, который представляет собой своеобразный свод правил, которые помогают буддисту приблизиться к высшей цели своей жизни. Учение Будды – это срединный путь, позволяющий избежать двух крайностей: потакания чувственным удовольствиям и истязания плоти. Овладев этими восемью состояниями, человек может достичь очищения ума, спокойствия и интуиции.

Вот эти состояния:

• правильное понимание: следует поверить Будде, что мир полон скорби и страданий;

• правильные намерения: следует твердо определить свой путь, ограничить свои страсти и стремления;

• правильная речь: следует следить за своими словами, чтобы они не вели к злу, – речь должна быть правдивой и доброжелательной;

• правильные поступки: следует избегать недобродетельных поступков, сдерживаться и совершать добрые дела;

• правильный образ жизни: следует вести жизнь достойную, не принося вреда живому;

• правильные усилия: следует следить за направлением своих мыслей, гнать все злое и настраиваться на доброе;

• правильные помыслы: следует уяснить, что зло – от нашей плоти;

• правильная сосредоточенность: следует постоянно и терпеливо тренироваться, достигать умения сосредоточиваться, созерцать, углубляться в поисках истины.


Дхарма в буддизме – это универсальный закон бытия, элементарный «кирпичик» сознания и мира, связывающий наше поведение с судьбой. Дхармы мгновенны, непрерывно появляются и исчезают, их волнение и образует человека (или другое существо), воспринимающего мир. Чем больше человек обуреваем страстями, тем меньше среди дхарм благих и больше неблагих, что ведет к усилению испытываемого им страдания

Страница 42