Карма, или Как изменить судьбу - стр. 11
Дело в том, что сансара охватывает только души, подчиняющиеся закону кармы, то есть находящиеся в процессе перерождений. Те же души, которые очистили и усовершенствовали свои кармы, выпадают из сансары, перестают переселяться и погружаются в состояние нирваны. Нирвана есть высшее состояние эмпирического бытия, связанное с избавлением от иллюзий и страстей, от всего временного и преходящего. Это достижение подлинной и желанной свободы, погруженность в покой и слияние с космосом.
Таким образом, сансара представляет собой характеристику кармы еще до ее усовершенствования. И целью работы с ней является выпадение из круговорота перерождений и достижение нирваны.
Тот, кто свободен от гнева и от всех материальных желаний, кто постиг и обуздал себя, кто постоянно стремится к совершенству, вскоре получит освобождение во Всевышнем.
«Бхагаватгита»
Одним из условий достижения нирваны является способность находить блаженство в равнодушии, быть одинаково благожелательным ко всему, что окружает. Поэтому считается, что человеку лишь мнится, будто он живет проявлениями своей души, способной чувствовать гнев, радость, скорбь. Его направляет не душа, а отдельные дхармы – единственная реальность мира.
Только при возвышении духовного начала Вселенная перестает казаться разрозненным организмом.
Таким образом, основным элементом работы по усовершенствованию кармы в индуизме является изменение дхарм. Учение о дхарме является крайне сложным. До сих пор исследований по этой теме ничтожно мало. Поэтому мы остановимся и дадим характеристику лишь основным понятиям.
Слово «дхарма» многозначно. Это не только закон, но также истинная реальность, признак и, самое главное, носитель душевных свойств.
Человек, согласно теории дхармы, исключительно сложное и противоречивое существо. Дхармы представляют собой своеобразные части души, а именно – три их разновидности: чувственные, рассудочные и разумные. Таким образом, можно говорить о наличии соответствующих дхарм-носителей душевных свойств. То есть «чувственные» дхармы, с помощью которых люди воспринимают окружающий мир (его звуки, запахи, краски); дхармы «отвлеченных представлений», делающие человека мыслящим существом; наконец, дхармы «высших стремлений», влекущие в нирвану, способствующие приобретению благой кармы. Комбинации дхарм всех трех видов и составляют то, что принято называть душой человека.
В течение своей жизни индивид совершает определенную работу по усовершенствованию кармы, и под воздействием происходящих изменений изменяется и количество дхарм каждого вида. После смерти человека дхармы освобождаются и, как невидимый пар, обретают свободу и безразличие. Но кармой, вернее, силой той кармы, которую человек творит своей жизнью и всеми предыдущими перерождениями, дхармы вновь объединяются, составляя новую, более совершенную душу. Таким образом, душа и, соответственно, карма совершенствуются с новым перерождением.