Капитализм. История и идеология «денежной цивилизации»
1
Этот процесс социально-имущественной поляризации общества классик марксизма возводил в ранг закона «рыночной экономики» – «всеобщего закона капиталистического накопления».
2
К. Маркс. Экономико-философские рукописи 1844 г. // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., 2-е изд., т. 42, с. 117.
3
К. Маркс. К критике гегелевской философии права // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., 2-е изд., т. 1, с. 252.
4
В. И. Ленин. Полное собрание сочинений. T. 23.
5
Свое учение об общественно-экономической формации Маркс изложил в таких своих произведениях: «Нищета философии» (Соч., 2-е изд., т. 4); «Предисловие “К критике политической экономии”» (т. 13); «Капитал», тт. 1–3 (тт. 23–25); «Экономические рукописи 1857–1859 гг.» (т. 46, ч. 1–2).
6
Ю. Бородай. Третий путь // Наш современник, № 9, 1991.
7
См., в частности: К. Маркс. Наброски ответов В. И. Засулич // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., 2-е изд., т. 19. С. 400–421; К. Маркс. Письмо в редакцию «Отечественных записок» // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., 2-е изд., т. 19. С. 116–121. См. также: Кара-Мурза С. Г. Карл Маркс против русской революции. М.: Алгоритм, 2008.
8
К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., 2-е изд., т. 46, ч. 1, с. 302.
9
К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., 2-е изд., т. 46, ч. 1, с. 280. Маркс признает в «Капитале», что повсеместно, в Европе, Америке, Азии, капитализм на первых порах – это «цивилизованный ужас чрезмерного труда» (там же, т. 23, с. 247). Далее он пишет: «капитал, будучи правильно понят, выступает как условие развития производительных сил до тех пор, пока последние нуждаются во внешнем пришпоривании» (там же, т. 23, с. 393). И вновь проявляет уверенность в том, что в какой-то момент времени такое «пришпоривание» (принуждение к труду) будет излишним: «дисциплинирование… на известной ступени… становится излишним» (там же, т. 23, с. 393).
10
Конечно, даже в XXI веке еще далеко до идеала, т. к. периодически все-таки возникают забастовки и протесты. Но в основном это случается в моменты кризисов.
11
Маркс, будучи потомком раввинов и крещеным (лютеранином), уже в молодости стал испытывать отвращение к христианству (граничащее с сатанизмом).
12
Мы в дальнейшем будем вместо понятия «общественно-духовная формация» использовать преимущественно термин «цивилизация».
13
Платонов О. А. Цивилизация // Большая Энциклопедия русского народа. Том «Русское мировоззрение». М., 2003. С. 931.
14
2 Петр. 2:22.
15
Ю. Бородай. Третий путь // Наш современник, № 9, 1991.
16
С. Л. Басов. О современном рабстве в России // Интернет. Режим доступа: http://samlib.ru/b/ basow_s_l/http555.shtml.
17
Ю. Бородай. Кому быть владельцем земли II Наш современник, 1990, № 3, с. 107.
18
К. Маркс, Ф. Энгельс. Поли. собр. соч. T. 23, с. 248.
19
Между тем, сами классики марксизма вскользь об этом говорили. Примечательно, что Маркс для характеристики отношений «капиталист – наемный работник» использует слово «рабство» достаточно часто (почти так же часто, как слово «эксплуатация»). То, что сегодня слово «рабовладельческий строй» употребляется еще реже, чем слово «капитализм», можно объяснить все теми же «партийно-пропагандистскими» соображениями. Трудно представить себе проведение в России «реформ» под флагами и лозунгами построения «нового рабовладельческого строя».
20
Аристотель (384–322 гг. до н. э.) – сын придворного врача, в Афинах он был учеником Платона, после смерти учителя пробыл три года в Малой Азии, в 343 г. до н. э. стал учителем Александра Македонского, после его смерти был обвинен в безбожии.
21
Аристотель большое внимание уделял вопросам эквивалентного и справедливого обмена товарами. Однако следует признать, что он не сформулировал, а скорее лишь обозначил эти вопросы. Окончательного их решения в работах Аристотеля мы не находим. Его рассуждения о «справедливости» и «эквивалентности» обмена достаточно противоречивы. В его рассуждениях содержатся зачатки современной теории трудовой стоимости и теории субъективной полезности вещей.
22
Историки определяют хронологические рамки Нового времени от Реформации или буржуазных революций в Голландии и Англии до Первой мировой войны. Новейшее время – от Первой мировой войны до настоящего времени.
23
Кажется, первый раз Маркс использовал слово «капитализм» в своей работе 1847 года «Нищета философии»: «Мельница создала феодализм, а паровая машина – капитализм».
24
Данная работа была в прошлом веке издана на русском языке: В. Зомбарт. Современный капитализм, т. 1–2. М., 1903–1905; т. 3. М.-Л., 1930.
25
В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 3.
26
Большая советская энциклопедия. Статья «Капитализм».
27
Одна из таких оговорок касается тезиса, что капитализм «сменяет феодализм». С таким тезисом мы не можем согласиться: капитализм, как мы покажем немного ниже, существовал еще в Древнем мире, т. е. задолго до того, что в приведенном определении называется «феодализмом».
28
Этот процесс стремительного перехода общества к рыночным отношениям хорошо показан в работе: Карл Поланьи. Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени. СПб.: Алетейя, 2002. Карл Поланьи (1886–1964) – американский экономист, социолог и антрополог венгерского происхождения.
29
Дж. К. Гэлбрейт. Экономика невинного обмана: правда нашего времени. М.: Европа, 2009.С. 20
30
Там же. С. 22–23.
31
См.: Федер Готфрид. Сломать кабалу процента! // Великая гражданская война 1941–1945 / Автор-составитель И. В. Дьяков. М.: ООО «ФЭРИ-В», 2002. С. 309–348.
32
См.: Священник Николай Карасев. Путь оккультизма. Историко-богословские исследования. М.: Пренса, 2003.
33
Естественно, что властная верхушка США не хочет в этом признаваться. Например, в 2003 году президент США Джордж Буш-младший в одной из своих речей назвал три основных «зла XX века»: гитлеризм, коммунизм, милитаризм. Он использовал слово «гитлеризм» и избежал слова «фашизм», поскольку иначе ему пришлось бы признать, что и США – «империя зла».
34
Одно из изданий книги: Макс Вебер. Протестантская этика и дух капитализма. М.: Ист-Вью, 2002. С книгой также можно ознакомиться в Интернете.
35
Наиболее известные работы на русском языке: А. И. Патрушев. Расколдованный мир Макса Вебера. М.: Изд-во МГУ, 1992; Е. И. Кравченко. Макс Вебер. М.: Весь Мир, 2002; Марианна Вебер. Жизнь и творчество Макса Вебера. М.: РОССПЭН, 2007. П. П. Гайденко, Ю. Н. Давыдов. История и рациональность: Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс. М., 1991; П. П. Гайденко. Социология Макса Вебера // История буржуазной социологии XIX – начала XX века. М.: Наука, 1979; Ю. Н. Давыдов. Макс Вебер и современная теоретическая социология. М.: Мартис, 1998; Дж. Льюис. Марксистская критика социологических концепций Макса Вебера. М., 1981.
36
Большая советская энциклопедия. Статья «Пуритане».
37
Об итальянском капитализме этой эпохи см.: Е. В. Тарле. История Италии в новое время. СПб., 1901; И. Рутенбург. Очерк из истории раннего капитализма в Италии. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1951; Н. П. Соколов. Образование венецианской колониальной империи. Саратов, 1963; Л. А. Котельникова. Феодализм и город в Италии в VIII–XV веках. М.: Наука, 1967.
38
М. Вебер. Протестантская этика и дух капитализма // М. Вебер. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 48. Обратим внимание, что Вебер, чувствуя натяжку в своем тезисе, к словам «мирное приобретательство» добавляет в скобках: «формально».
39
М. Вебер. Аграрная история древнего мира. М.: Изд. М. и С. Сабашниковых, 1923. С. 19.
40
Юрий Кузнецов. Тезисы о Вебере. Протестантизм и генезис европейского капитализма // Интернет. Режим доступа: http://www.sapov.ru/journal/2003-01/kuznetsov_weber.htm.
41
М. Оссовская. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. М.: Прогресс, 1987. С. 346.
42
R. Н. Tawney. Religion and the Rise of Capitalism. New York: Harcourt, Brace & World, Inc., 1926.
43
Amintore Fanfani. Catholicism, Protestantism, and Capitalism. Norfolk, 2003.
44
Sandra Pierotti. The Protestant Ethic and the Spirit of Capitalism: Criticisms of Weber’s Thesis // Интернет. Перевод: Сандра Пьеротти. Протестантская этика и дух капитализма. Критика теории М. Вебера // Интернет. Сайт «Финансы и религии».
45
См.: Н. В. Сомин. Блеф «Протестантской этики» // Интернет. Режим доступа: http://chri-soc.narod. ru/blef_protestantskoi_etiki.htm.
46
Jacob Viner. Religious Thought and Economic Society. Durham: Duke University Press, 1978.
47
См.: Юрий Кузнецов. Тезисы о Вебере. Протестантизм и генезис европейского капитализма // Интернет. Режим доступа: http://www.sapov.ru/journal/2003-01/kuznetsov_weber.htm; Robertson Н. М. Aspects of the Rise of Economic Individualism: A Criticism of Max Weber and his School. N.Y., 1933. P. 117.
48
А. Ваджра. Путь зла. Запад: матрица глобальной гегемонии. М.: ACT: Астрель, 2007. С. 96.
49
А. Ваджра. Путь зла. Запад: матрица глобальной гегемонии. М.: ACT: Астрель, 2007. С. 97–98.
50
А. Климов. Православный социализм и западный капитализм // Национальные интересы, № 2, 2009.
51
Ю. М. Бородай. Почему православным не годится протестантский капитализм? //Наш современник, 1990, № 10.
52
Еще раз напомним, что Вебер явно преувеличивал религиозный фанатизм протестантов в деле накопления капитала. Если у протестантов и был фанатизм, то, скорее, он распространялся на сферу профессиональной трудовой деятельности.
53
Ф. Энгельс. Предисловие ко второму изданию «Крестьянской войны в Германии» // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., 2-е изд. T. 16. С. 412–413.
54
С. В. Вальцев. Закат человечества. 2-е издание, переработанное и дополненное. Почему человечество вырождается? М.: Книжный мир, 2010. С. 274.
55
Там же. С. 275.
56
Юрий Кузнецов. Тезисы о Вебере. Протестантизм и генезис европейского капитализма // Интернет. Режим доступа: http://www.sapov.ru/journal/2003-01/kuznetsov_weber.htm. Ю. Кузнецов в данном вопросе ссылается на работу известного английского историка и социолога Робертсона (одного из наиболее известных ранних критиков Вебера): Robertson Н. М. Aspects of the Rise of Economic Individualism: A Criticism of Max Weber and his School. N.Y., 1933 (pp. 168–206).
57
См.: H. В. Сомин. Блеф «Протестантской этики» // См.: Н. В. Сомин. Блеф «Протестантской этики» // Интернет. Режим доступа: http://chri-soc.narod.ru/blef_protestantskoi_etiki.htm..
58
Впрочем, у ранних протестантов еще сохранялись какие-то элементы коллективизма и солидарности. Как пишет Н. В. Сомин, «протестантство, и кальвинизм в особенности, по большей части существовало небольшими общинами, боровшимися за выживание в условиях враждебного окружения. В связи с этим вырабатывалась своеобразная идеология, согласно которой наживать деньги ради общины было не только не зазорным, но рассматривалось как христианская добродетель. Позднее наши старообрядцы продемонстрировали совершенно аналогичную психологию» (Н. В. Сомин. Блеф «Протестантской этики» // См.: Н. В. Сомин. Блеф «Протестантской этики» // Интернет. Режим доступа: http://chri-soc.narod.ru/blef_protestantskoi_etiki.htm.).
59
Само слово «индивид» происходит от латинского individual, что означает «неделимый». Имеется в виду, что мельчайшей неделимой частицей общества (атомом социума) является человек (аналогия была взята философами из физического мира; еще недавно считалось, что атом – «неделимый кирпичик» вселенной).
60
Цит. по: А. Молотков. Христианство и идеология рынка // Молодая гвардия, № 4, 2011.
61
Там же.
62
См.: С. Московичи. Машина, творящая богов. М.: Центр психологии и психотерапии, 1998.
63
А. Молотков. Христианство и идеология рынка // Молодая гвардия, 2011, № 4.
64
К. Маркс, Ф. Энгельс. Собр. соч., 2-е изд. T. 23. С. 611.
65
Прот. А. Ткачев. Беседы на Евангелие. О богатом юноше // Православный взглядъ, № 6 (11), 2011.
66
Ю. М. Бородай. Почему православным не годится протестантский капитализм? // Наш современник, 1990, № 10.
67
Методизм сложился в первой половине XVIII века в Великобритании и Северной Америке на почве англиканства.
68
Естественное право – «одно из широко распространенных понятий политической и правовой мысли, обозначающее совокупность или свод принципов, правил, прав, ценностей, продиктованных естественной природой человека и тем самым как бы независимых от конкретных социальных условий и государства. Е. п. выступало всегда как оценочная категория в отношении действующей в данном политическом обществе правовой системы и закрепляемого ею строя общественных отношений» («Большая советская энциклопедия», статья «Естественное право»).
69
История политических и правовых учений [Учебник] / Под ред. О. Э. Лейста. М.: Юрид. лит., 1997. С. 165.
70
А. Ваджра. Путь зла. Запад: матрица глобальной гегемонии. М.: ACT: Астрель, 2007. С. 86.
71
Люсьен Февр. Бои за историю. М.: Наука, 1991. С. 206. Упоминаемые Л. Февром Фуггеры- крупнейший, наряду с Вельзерами, купеческий и банкирский дом Германии XV–XVII веков, который вел дела по всей Европе и за ее пределами. Деятельность Фуггеров – высшая точка в развитии раннего европейского капитализма.
72
О подобной «раздвоенности» христианской жизни и христианского сознания достаточно обстоятельно пишет Н. В. Сомин в статье «Трансформация общества: очерк христианской социологии» (Интернет. Режим доступа: http://rusk.ru//st.php?idar=114409.). Эту «раздвоенность», которая устойчиво существовала до капитализма в христианском обществе, он называет «своеобразным паритетом храмового христианства и экономического язычества». После прихода капитализма указанный «паритет» был сломан – в пользу «экономического язычества».
73
Надо иметь в виду, что такое выведение хозяйственной жизни в сферу действия «естественного права» в протестантизме произошло не сразу же после того, как Г. Гроций и ему подобные заявляли о своих «открытиях». Это достаточно растянутый процесс, который в некоторых протестантских церквях еще не завершился до конца.
74
Э. Фромм. Иметь или быть? Киев, 1998. С. 196–197.
75
С. В. Вальцев. Закат человечества. 2-е издание, переработанное и дополненное. Почему человечество вырождается? М.: Книжный мир, 2010. С. 274.
76
Сначала Вебер стал известен не в своей родной Германии, а в Америке, где его популяризации способствовал американский социолог, профессор Гарвардского университета Т. Парсонс (1902–1979).
77
Н. В. Сомин. Учебное пособие по курсу: «Экономические категории в Священном Писании и Церковном учении». Лекция 10: «Влияние протестантизма на имущественную этику и экономическую теорию» (Интернет, сайт «Христианский социализм как русская идея»).
78
Юрий Кузнецов. Тезисы о Вебере. Протестантизм и генезис европейского капитализма // Интернет. Режим доступа: http://www.sapov.ru/journal/2003-01/kuznetsov_weber.htm.
79
См.: П. Ульрих. Критика экономизма. М.: Вузовская книга, 2008.
80
Макс Вебер. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения: Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова, предисл. П. П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990.
81
Вернер Зомбарт. Евреи и хозяйственная жизнь // В. Зомбарт. Буржуа. Евреи и хозяйственная жизнь. М.: Айрис-Пресс, 2004. Среди других работ В. Зомбарта особенно известно его фундаментальное исследование «Современный капитализм. Историко-систематическое исследование общеевропейской экономической жизни от ее зачатков до современности» (1902). Некоторые историки экономики и социологи считают, что именно после выхода этой книги понятие «капитализм» прочно вошло в научный и политический оборот сначала на Западе, а потом и во всем мире.
82
Вернер Зомбарт. Евреи и хозяйственная жизнь // В. Зомбарт. Буржуа. Евреи и хозяйственная жизнь. М.: Айрис-Пресс, 2004. С. 460.
83
Вернер Зомбарт. Евреи и хозяйственная жизнь // В. Зомбарт. Буржуа. Евреи и хозяйственная жизнь. М.: Айрис-Пресс, 2004. С. 455.
84
Там же. С. 461.
85
Там же.
86
См.: Н. В. Сомин. Блеф «Протестантской этики» // Интернет. Режим доступа: http://chri-soc.narod. ru/blef_protestantskoi_etiki.htm.
87
См.: Е. А. Орлянский. Этно-религиозный фактор в теории генезиса современной рыночной экономики Вернера Зомбарта. Омск: Издатель ИП Погорелова, 2009; Митенков А. В. В. Зомбарт о генезисе общества: (философско-антропологический анализ учения). М.: Прима-Пресс-М, 2002; Браславский Р. Г. Сочинения Вернера Зомбарта в России // Журнал социологии и социальной антропологии. Том IV, 2001. № 1; Шпакова Р. П. Вернер Зомбарт: в ожидании признания // Журнал социологии и социальной антропологии. Том IV, 2001. № 1.
88
Attali Jacques, lies Juifs, le monde et I'argent. Paris: Fayard, 2002.
89
И. Федосеева. Евреи и капитализм // Лехаим, 2005, №№ 4, 6.
90
П. Люкимсон. Бизнес по-еврейски. Евреи и деньги. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
91
Дж. Мюллер. Капитализм, коммунизм и евреи. Пер. с англ. М.: Карьера Пресс, 2011. – 286 с.
92
Термин «этика Торы» достаточно условный. Он отражает этические нормы, содержащиеся не только в Торе (Пятикнижии Моисеевом), но также во всех книгах еврейского Ветхого Завета (Танахе) и Талмуде. Кроме того в «этику Торы» включаются нормы еврейской Каббалы, многие «неписаные» нормы и обычаи (которым П. Люкимсон уделяет большое внимание). Об этом подробнее см.: И. Лютостанский. Талмуд и евреи. T. 1–2 / Под ред. О. Платонова. М.: Энциклопедия русской цивилизации, 2009.
93
Основные работы Н. В. Сомина по вопросам хозяйственной этики христианства: 1) Учение Св. Иоанна Златоуста о богатстве, бедности, собственности и милостыне; 2) Социальные идеи Ветхого и Нового Заветов [Учебное пособие]; 3) Экономические категории в Священном Писании и Церковном учении [Учебное пособие]. Все указанные источники размещены в интернете на сайте «Христианский социализм и русская идея». На наш взгляд, в перечисленных источниках содержится наиболее полное и систематическое изложение социально-экономического учения христианства.
94
См.: В. Ю. Катасонов. О проценте: ссудном, подсудном, безрассудном. Хрестоматия современных проблем «денежной цивилизации». Книга 1. М.: НИИ школьных технологий, 2011.
95
Питер Л. Бернстайн. Власть золота. История наваждения. М.: Олимп-Бизнес, 2004. С. 11
96
Там же.
97
Именование неевреев «гоями», «акумами» часто встречается в Талмуде и других достаточно «закрытых» источниках. Подобные названия носят уничижительный и оскорбительный для неевреев смысл.
98
По данному вопросу существует обширная литература. См., например: П. А. Юнгеров. Введение в Ветхий Завет: Частное историко-критическое введение в Священные Ветхозаветные книги. Книги 1 и 2. М.: МСТБИ, 2003; И. Ш. Шифман. Ветхий Завет и его мир. СПб.: Изд. СПбГУ, 2007; Дуглас Рид. Спор о Сионе. Пер. с англ. М.: Твердь, 1993; Гаустон Стюарт Чамберлэн. Евреи, их происхождение и причины влияния в Европе. Пер. с нем. Издание второе. С.-Петербург: Издание Суворина, 1907; О. Платонов. Тайна беззакония: иудаизм и масонство против христианской цивилизации. М.: Родник, 1998.
99
«Талмуд (древнеевр., букв. – учение, изучение) – собрание догматич., религ. – этич. и правовых законоположений иудаизма, сложившихся в 4 в. до н. э. – 5 в. н. э. и составленных частью на др. – евр. языке, частью на диалектах арамейского. Содержит поучения по вопросам морали, права, рассуждения о догматике и культе иудаизма, мифы и легенды о мироздании и человеке, элементарные сведения по медицине, астрономии, географии. Самая древняя часть T. – Мишна – повторяет и обновляет толкование “Моисеева закона” (Торы), к-рый в его первоначальном виде перестал соответствовать изменившимся со времени его создания условиям. Мишна включает в себя толкования Торы, собранные и отредактированные “законоучителем” Иегудой Ганаси в 210 н. э. Она состоит из 6 отделов (63 трактата). В Мишне содержатся сведения о земледелии, регламентируется поведение верующих, излагается семейное, гражд. и уголовное право и т. д. Впоследствии Мишна стала предметом толкования иудейских богословов Палестины и Вавилонии. Собрание толкований Мишны наз. Гемарой, к-рая вместе с Мишной и составляет Т…. Различают Палестинский и Вавилонский Т. (по месту составления Гемары)…» («Советская историческая энциклопедия», статья «Талмуд»). В православной литературе наиболее подробно Талмуд исследован в книге: И. Лютостанский. Талмуд и евреи. T. 1–2. М.: Энциклопедия русской цивилизации, 2009. См. также: О. Платонов. Загадка Сионских протоколов. М.: Родник, 1999.
100
См.: Исраэль Шахак. Еврейская история, еврейская религия: тяжесть трех тысяч лет. Пер. с англ. Киев: МАУП, 2005; И. Р. Шафаревич. Трехтысячелетняя загадка. История еврейства из перспективы современной России. СПб.: Библиополис, 2002; В. Ю. Катасонов. О проценте: ссудном, подсудном, безрассудном. Хрестоматия современных проблем «денежной цивилизации». Книга 1. М.: НИИ школьных технологий, 2011.
101
Сикст Сиенский (1520–1569) – из крещеных евреев; член католического ордена францисканцев; известный библеист.
102
Sixt Siens. Bibliotheca sancti ordin. I. Paris, 1810. P. 124 // Цит. по: О. А. Платонов. Загадка сионских протоколов. М.: Алгоритм, 2004. С. 73.
103
Цит. по: И. Р. Шафаревич. Трехтысячелетняя загадка. История еврейства из перспективы современной России. СПб.: Библиополис, 2002. С. 55–56.
104
См.: Исраэль Шахак. Еврейская история, еврейская религия: тяжесть трех тысяч лет. Пер. с англ. Киев: МАУП, 2005. С. 116–118.
105
Там же. С. 117.
106
Е. А. Орлянский. Генезис современной рыночной экономики: традиционные и альтернативные подходы // Проблемы современной экономики, № 2 (30), 2009. Более подробно см.: Е. А. Орлянский. Этно-религиозный фактор в теории генезиса современной рыночной экономики Вернера Зомбарта. Омск: Издатель ИП Погорелова, 2009.
107
О. А. Платонов, Г. Райзеггер. Почему погибнет америка: Взгляд с Востока и Запада. М.: Столица-Принт, 2008. С. 10–21.
108
К нему близок также так называемый «прогрессивный иудаизм».
109
О. А. Платонов, Г. Райзеггер. Почему погибнет америка: Взгляд с Востока и Запада. М.: Столица-Принт, 2008. С. 10–21.
110
Исследователи истории протестантизма обращают внимание на то, что пуритане и кальвинисты часто существовали в виде небольших общин, которые находились во враждебной им среде. Они подобно евреям могли выживать во враждебном им мире, лишь последовательно придерживаясь принципа «свой-чужой».
111
Ю. М. Бородай. Почему православным не годится протестантский капитализм? // Наш современник, 1990, № 10.
112
Л. А. Тихомиров. Философско-религиозные основы истории. М.: Москва, 1997.
113
И. Р. Шафаревич. Трехтысячелетняя загадка. История еврейства из перспективы современной России. СПб.: Библиополис, 2002.
114
М. Вебер. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 80–81.
115
Существует множество фактов, которые подтверждают, что позиции евреев в экономике на начальной стадии развития капитализма в разных странах ослабли. Однако это ослабление было временным. Например, в России во второй половине XIX в. возникало много банков с участием русского капитала (в первую очередь старообрядческого). Однако к началу XX в. многие из них разорились или были поглощены, на первые позиции опять вышли банки с еврейским капиталом (в том числе иностранным еврейским капиталом).
116
В. И. Ленин. Поли. собр. соч. 5-е изд. T. 42. С. 278. Похожая по смыслу фраза В. И. Ленина: «Политика не может не иметь первенства перед экономикой» (Там же. С. 278).
117
Речь идет об инициативе еврейских ростовщиков по созданию центральных банков под их контролем. См.: В. Ю. Катасонов. О проценте: ссудном, подсудном, безрассудном. Хрестоматия современных проблем «денежной цивилизации». М.: НИИ школьных технологий, 2011.
118
Позднее протестантизм постепенно освобождался от этих «этических ограничений». Сегодня он уже преобразовался в такую ультрарадикальную форму, которая называется «теология богатства», или «теология процветания».
119
Е. А. Орлянский. Генезис современной рыночной экономики: традиционные и альтернативные подходы // Проблемы современной экономики, № 2 (30), 2009.
120
П. Люкимсон. С. 24.
121
П. Люкимсон. С. 24.
122
Кстати, П. Люкимсон почему-то называет долю евреев в мировом населении равной примерно 2 % (П. Люкимсон. С. 24). Это грубая ошибка. Соответственно, он делает вывод, что непропорциональность участия евреев в мировом капитале является вполне умеренной (см.: П. Люкимсон. С. 24). Этот вывод находится в полном противоречии с имеющимися цифрами.
123
П. Люкимсон. С. 25.
124
См.: П. Люкимсон. С. 25.
125
У офшоров два основных преимущества: полная конфиденциальность операций и уход от налогов. Зачем афишировать свои богатства, если с них надо платить налоги?
126
Благотворительные фонды особенно развиты в США, своим учредителям они обеспечивают такое преимущество, как освобождение от налогов. В том числе от налога на наследство. Последнее очень важно, так как гарантирует сохранение и приумножение капитала от поколения к поколению.
127
Вернер Зомбарт. Евреи и хозяйственная жизнь // В. Зомбарт. Буржуа. Евреи и хозяйственная жизнь. М.: Айрис-Пресс, 2004. С. 460–461.
128
Там же. С. 461.
129
Там же. С. 462.
130
Там же. С. 462.
131
См.: В. Ю. Катасонов. О проценте: ссудном, подсудном, безрассудном. Хрестоматия современных проблем «денежной цивилизации». М.: НИИ школьных технологий, 2011.
132
См.: Н. В. Сомин. Блеф «Протестантской этики» // Интернет. Режим доступа: http://chri-soc.narod. ru/blef_protestantskoi_etiki.htm.
133
К. Маркс. К еврейскому вопросу // К. Маркс, Ф. Энгельс. Собр. соч., 2-е изд. Том 1.
134
См.: В. Ю. Катасонов. О проценте: ссудном, подсудном, безрассудном. Хрестоматия современных проблем «денежной цивилизации». Книга 1. М.: НИИ школьных технологий, 2011.
135
Лев Поляков. История антисемитизма. В двух томах. T. 1,2. М.: Мосты культуры, 2009.
136
Брокгауз и Эфрон. Энциклопедический словарь. Статья «Саддукеи».
137
Вячеслав Макарцев. Капитализм – это грехопадение христианского мира // Интернет. Режим доступа: http://chri-soc.narod.ru/mak_kapitalizm_eto_grehopadenie.htm.
138
Вячеслав Макарцев. Не прошел род сей… // Интернет. Режим доступа: http://chri-soc.narod.ru/ mak_ne_proshel.htm.
139
К. Маркс. К еврейскому вопросу // К. Маркс, Ф. Энгельс. Собр. соч., 2-е изд. Том 1.
140
Мартин Лютер. О евреях и их лжи (выдержки из книги) // Приложение к статье: Даниэль Грубер. Теолог Холокоста. Интернет. Режим доступа: http://www.vehi.net/asion/martin2.html.
141
«Еврейская электронная энциклопедия», статья «Мартин Лютер» // Интернет. Режим доступа: http://www.eleven.co.il/article/12537.
142
Теймур Атаев. Глобализация и доктрина иудаизма // Интернет. Режим доступа: http://www. idmedina.ru/books/islamic/7933.
143
Теймур Атаев. Глобализация и доктрина иудаизма // Интернет. Режим доступа: http://www. idmedina.ru/books/islamic/7933.
144
Подробнее о взаимоотношениях клана Ротшильдов и клана Рокфеллеров см.: Николас Хаггер. Синдикат. История грядущего мирового правительства и методы его воздействия на всемирную политику и экономику. Пер. с англ. М.: СТОЛИЦА-ПРИНТ, 2008.
145
Достаточно подробно об этом написал почти столетие назад В. И. Ленин в своей брошюре «Империализм как высшая стадия капитализма» (1916). Хотя он не акцентировал внимание на том, что многие национальные и международные картели представляли собой соглашения между протестантскими и иудейскими группами.
146
Вячеслав Макарцев. Не прошел род сей… // Интернет. Режим доступа: http://chri-soc.narod.ru/ mak_ne_proshel.htm.
147
Там же.
148
Вячеслав Макарцев. Капитализм – это грехопадение христианского мира // Интернет. Режим доступа: http://chri-soc.narod.ru/mak_kapitalizm_eto_grehopadenie.htm.
149
Экономические категории в Священном Писании и Церковном учении. [Учебное пособие.] Лекция вторая: «Ветхий Завет о труде, богатстве и собственности». См. также: Н. В. Сомин. Социальные идеи Ветхого и Нового Заветов [Учебное пособие.] Лекция вторая: «Социальные идеи Ветхого Завета».
150
П. Люкимсон. С. 267.
151
Об истории «редактирования» Ветхого Завета см.: История Израиля и Иудеи: Общественная и политическая жизнь / Сост. А. Андреев, С. Шумов. М.: Крафт+, 2004.
152
См.: Л. Тихомиров. Религиозно-философские основы истории. М.: Москва, 1997; Дуглас Рид. Спор о Сионе. Пер. с англ. М.: Твердь, 1993.
153
П. Люкимсон. С. 267.
154
Там же. С. 315.
155
Там же. С. 268.
156
См.: Э. Бааш. История экономического развития Голландии в XVI–XVIII вв. Пер. с нем. М., 1949; А. Н. Чистозвонов. Реформационное движение и классовая борьба в Нидерландах в первой половине XVI века. М., 1964.
157
К. Маркс. К еврейскому вопросу // К. Маркс, Ф. Энгельс. Собр. соч. 2-е изд. Т. 1.
158
См.: Вячеслав Макарцев. Капитализм – это грехопадение христианского мира // Интернет. Режим доступа: http://chri-soc.narod.ru/mak_kapitalizm_eto_grehopadenie.htm.
159
См., например: Св. Иоанн Златоуст. Против иудеев (восемь слов против иудеев). М.: Лодья, 2000; «Израиль в прошлом, настоящем и будущем». Сборник. Сергиев посад, 1915; Ю. Максимов. Краткий обзор отношений Православия и иудаизма // Интернет. Режим доступа: http://azbyka.ru/religii/ iudaizm/maksimov_otnosheniya_pravoslaviyaJ_iydaizma.shtml.
160
Канонисты – лица, занимавшиеся в древности собиранием, истолкованием и кодификацией церковных канонов; представители науки канонического, или церковного права.
161
Теория трудовой стоимости – теория, согласно которой единственным источником благ и стоимости (с помощью которой измеряются эти блага) является труд человека. В наиболее завершенном виде эта теория была сформулирована представителем классической политической экономии Давидом Рикардо (1772–1823) в его работе «Начала политической экономии и налогового обложения» (Соч., т. 1. М., 1955). Данная теория была полностью воспринята К. Марксом в его «Капитале».
162
Формальное отпадение Западной (Католической) церкви от Православия датируется 1054 годом. Вместе с тем первые «трещины», приведшие к такому отпадению, появились уже в IX веке.
163
О. Н. Четверикова. Ватикан и финансы: о роли католицизма в формировании современного капитализма II Русская народная линия новостей, 22.12.2010.
164
Название связано со Вторым Иерусалимским храмом. Штаб-квартира ордена находилась в Иерусалиме около развалин указанного храма (разрушенного римлянами в 70 г. н. э.).
165
А. Ваджра. Путь зла. Запад: матрица глобальной гегемонии. М.: ACT: Астрель, 2007 (глава 2: «Итальянские города-государства»); Кирилл Мямлин. Системное ростовщичество. От Средневековья до наших дней. Часть 1 // Интернет. Режим доступа: http://rossia3.ru/politics/foreign/sist_rost; О. Н. Четверикова. Ватикан и финансы: о роли католицизма в формировании современного капитализма // «Русская народная линия новостей», 22.12.2010.
166
Впрочем, многие еврейские авторы считают, что итальянские банкиры того времени были преимущественно евреями, которые пришли в Италию уже в Средние века. Об этом пишет, например, Л. Поляков в «Истории антисемитизма» и С. Дубнов в «Краткой истории евреев».
167
А. Ваджра. Путь зла. Запад: матрица глобальной гегемонии. М.: ACT: Астрель, 2007. С. 67.
168
Там же. С. 69.
169
Подробнее см.: Кирилл Мямлин. Системное ростовщичество. От Средневековья до наших дней. Часть 1 // Интернет. Режим доступа: http://rossia3.ru/politics/foreign/sist_rost.
170
Как пишет Андрей Ваджра, «именно денежные магнаты итальянских городов-государств Средневековья заложили технологическую основу финансовой системы Запада, сформулировав ее главные принципы и правила. После древних римлян они стали первыми, кто осуществлял депозитную банковскую деятельность…» (А. Ваджра. Путь зла. Запад: матрица глобальной гегемонии. М.: ACT: Астрель, 2007. С. 67).
171
К.Шмит. Земля и море: Созерцание всемирной истории//Интернет. Режим доступа: http:////golossovesti.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=598:2011-01-21-16-32-29&catid=65:library.
172
О. Шпенглер. Пруссачество и социализм. М.: Праксис, 2002. С. 63. Кстати, это признает и М. Вебер: «Крупнейшие представители пуританизма глубоко восприняли идейное богатство Возрождения – проповеди представителей пресвитарианского крыла этого движения пестрят классицизма-ми» (М. Вебер. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 195).
173
О. Н. Четверикова. Ватикан и финансы: о роли католицизма в формировании современного капитализма II Русская народная линия новостей, 22.12.2010.
174
Цит. по: О. Н. Четверикова. Ватикан и финансы: о роли католицизма в формировании современного капитализма // Русская народная линия новостей, 22.12.2010.
175
Словопедия. Новейший философский словарь // Интернет. Режим доступа: http://www.slovopedia.com.
176
См.: Н. В. Сомин. Экономические категории в Священном Писании и Церковном учении. Курс лекций. Лекция 6: «Основные парадигмы христианского отношения к хозяйственной сфере» // Интернет. Режим доступа: http://chri-soc.narod.ru/posobie_main.html.
177
Основная его работа на эту тему называется «Сумма теологии».
178
Цит. по: Жан Канапа. Социальная доктрина церкви и марксизм. Пер. с фр. М.: Прогресс, 1964. С. 77.
179
Подробнее об этом см.: А. С. Пасынков. Феномен ростовщичества (Глава 5: «Тайна тамплиеров, Черная чума, Колумб и флорин» // Интернет. Режим доступа: http://samlib.rU/p/pasynkow_a_s/ usurydata.shtml.
180
См.: С. А. Толкачев. Этически-ориентированная модель капитализма в католицизме // Интернет. Режим доступа: http://www.kapital-rus.ru/index.php/articles/article/174313.
181
К. Н. Леонтьев. Восток, Россия и Славянство. М., 1996. С. 651–652.
182
Юрий Кузнецов. Тезисы о Вебере. Протестантизм и генезис европейского капитализма // Интернет. Режим доступа: http://www.sapov.ru/journal/2003-01/kuznetsov_weber.htm.
183
До этого хозяйственная деятельность изучалась преимущественно в рамках нравственного богословия (хозяйственная этика). О влиянии рационализма на формирование самостоятельной «экономической науки» на Западе писал известный представитель австрийской экономической школы Мюррей Ротбарт: Rothbard М. N. Economic Thought before Adam Smith. (An Austrian Perspective on the History of Economic Thought. Volume 1). Cheltenham, UK; Northampton, MA, USA: Edward Elgar, 1995 (главы 2–4).
184
О. Н. Четверикова. Ватикан и финансы: о роли католицизма в формировании современного капитализма // «Русская народная линия новостей», 22.12.2010.
185
Юрий Кузнецов. Тезисы о Вебере. Протестантизм и генезис европейского капитализма // Интернет. Режим доступа: http://www.sapov.ru/journal/2003-01/kuznetsov_weber.htm. См. также: Дж. Г. Берман. Западная традиция права: эпоха формирования. М.: Изд-во Московского университета, 1994. Гл. 11.
186
Корпорация (от новолат. corporatio – объединение) – юридическое лицо, которое, будучи объединением физических лиц, при этом является независимым от них. В западной юридической науке и философии даже появились теории, согласно которым юридическое лицо имеет свою «душу» и свою «волю», но они не сводимы к «душам» и «волям» отдельных людей, являющихся членами корпорации. В широком смысле под корпорацией можно понимать всякое объединение с экономическими целями деятельности. Учредители часто создают предприятия в форме акционерных обществ, и, поскольку в настоящее время эта форма предприятий преобладает, термин «корпорация» применяется как синоним термина «акционерное общество». Первые корпорации возникли в Древнем Риме. В период республики разрешалось свободное создание новых корпораций (коллегий), при условии, что их устав не противоречит законам, но в период империи создание новых корпораций было затруднено и для этого требовалось специальное решение Сената. Дела корпорации вели лица, избираемые ее членами. Собственность корпорации при ее ликвидации делилась между составом участников на момент ликвидации.
187
Кстати, те же юридические лица с ограниченной ответственностью в массовом порядке стали появляться именно в протестантских странах.
188
Римским престолом это событие оценивается как неординарное: 15 мая 1891 г. считается днем рождения официальной социальной доктрины католицизма. После этого периодически стали выходить так называемые «социальные» энциклики, которые развивали и корректировали социальную доктрину католицизма. Одна из последних социальных энциклик – Centessimus annus («Сотый год») – была издана папой Иоанном Павлом II в 1991 году в ознаменование столетия с момента появления на свет энциклики Rerum novarum.
189
О корпоративном капитализме фашистского типа см.: История фашизма в Западной Европе. М.: Наука, 1978 (глава 3: «Фашистский корпоративизм и империализм. Крах фашистского режима в Италии»: глава 6: «Фашистский режим и развитие государственно-монополистического капитализма в Германии»).
190
Николай Сомин. Трансформация общества: очерк христианской социологии // Интернет. Режим доступа: http://rusk.ru//st.php?idar=114409.
191
Подробнее о современной социальной доктрине католицизма см.: О. Н. Четверикова. Измена в Ватикане, или Заговор пап против христианства. М.: Эксмо, 2011.
192
Е. А. Орлянский. Генезис современной рыночной экономики: традиционные и альтернативные подходы // Проблемы современной экономики. № 2(30), 2009.
193
От Лютера до Вайцзеккера: Великие протестантские мыслители Германии (Очерки). М.: Раритет, 1994. С. 85.
194
Макс Вебер. Протестантская этика и дух капитализма // М. Вебер. Избранные произведения. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990. С. 48.
195
См.: Л. А. Тихомиров. Религиозно-философские основы истории. М.: Москва, 1997 (Отдел девятый: «Воскресение языческой мистики и экономический материализм»).
196
См.: Л. А. Тихомиров. Указ. соч. (Отдел восьмой: «Тайные учения и общества»); Священник Николай Карасев. Путь оккультизма: Историко-богословские исследования. М.: Пренса, 2003; Г. В. Попов. Невидимая брань: конспирологический анализ религиозно-политических учений. М.: Крафт+, 2009.
197
Справедливости ради следует отметить, что его, вероятно, вообще никогда в природе не было, поскольку Вебер, по мнению ряда исследователей, существенно исказил догматику и этику раннего протестантизма.
198
Е. Иванова. Торжество Мамоны // Крестьянка, сентябрь 2008.
199
Time. 10.09.2006.
200
Joel A. Carpenter, chap. Contemporary Evangelicalism and Mammon: Some Thoughts // More Money, More Ministry: Money and Evangelicals in Recent North American History. Larry Eskridge and Mark A. Noll, eds. Grand Rapids, Mich. William B. Eerdmans Publishing, 2000.
201
Цит. по: Е. Иванова. Торжество Мамоны // Крестьянка, сентябрь 2008.
202
Цит. по: Е. Иванова. Торжество Мамоны // Крестьянка, сентябрь 2008.
203
К. Маркс. К еврейскому вопросу // К. Маркс, Ф. Энгельс. Собр. соч., 2-е изд. T. 1.
204
Большая советская энциклопедия, статья «Религия».
205
Например, Н. Бердяев в своем запале критики западного общества назвал капитализм «практическим атеизмом».
206
Среди таких авторов можно назвать Дмитрия Невидимова, большая работа которого так и называется: «Религия денег» (размещена в интернете, режим доступа: http://malchish.org/lib/politics/ newedimov/). Очень рекомендую ознакомиться с ней.
207
Протоиерей Олег Стеняев о богатстве как препятствии к спасению души // Интернет. Режим доступа: http://ruskline.ru/news_rl/2011/08/15/bogatyj_spasaetsya_obniwaniem/.
208
Ниже мы покажем, что капитализм как религия имеет опору в виде организации, имеющей признаки церковной организации.
209
«Большая советская энциклопедия», статья «Догматы».
210
Иоанн Златоуст. Собрание сочинений в двенадцати томах. СПб.: Изд-во С.-Петербургской Духовной Академии, 1894–1911. Том IX. С. 132.
211
Безусловно, угрозы для духовного совершенствования и спасения человека таит в себе и бедность, однако Святые отцы полагали, что при всем этом бедность предпочтительнее богатства.
212
М. Вебер. Протестантская этика и дух капитализма // М. Вебер. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 75.
213
В. Ю. Катасонов. О проценте: ссудном, подсудном, безрассудном. Хрестоматия современных проблем «денежной цивилизации». Книга 1. М.: НИИ школьных технологий, 2011.
214
Василий Великий. Творения, том 2, 1911. С. 529.
215
Сейчас мы не будем рассматривать вопрос о том, позволяют ли капиталистам указанные методы преодолевать противоречие между их стремлением к бесконечному накоплению капитала и ограниченным платежеспособным спросом общества. Здесь мы акцентируем внимание на духовной, а не экономической стороне вопроса.
216
Ф. В. Карелин. Теологический манифест (1987 г.) // Интернет. Режим доступа: http://www.chri-soc. narod.ru/teolog_manifest.htm.
217
Духовный смысл «неправедного богатства» глубоко раскрыт в притче о неверном управителе (Лк. 16:1-15).
218
См.: Иоанн Златоуст. Собрание сочинений… Том III. С. 257–258.
219
Иоанн Златоуст. Собрание сочинений… Том IX. С. 704.
220
Информацию по данному вопросу можно найти в книге: В. Ю. Катасонов. О проценте: ссудном, подсудном, безрассудном. Хрестоматия современных проблем «денежной цивилизации». Книга 1. М.: НИИ школьных технологий, 2011.
221
Цит. по: Диакон Владимир Василик. Социальные взгляды преп. Симеона Нового Богослова // Интернет. Режим доступа: http://chri-soc.narod.ru/vasil_socialnie_vzgladi_Simeona.htm.
222
М. Вебер. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 142.
223
А. Ваджра. Путь зла. Запад: матрица глобальной гегемонии. М.: ACT: Астрель, 2007. С. 83.
224
Там же. С. 83.
225
О. Шпенглер. Закат Европы. Том 1. Гештальт и действительность. М.: Мысль, 1993. С. 508.
226
С. Н. Булгаков. Христианский социализм. Новосибирск, 1991. С. 225.
227
Ф. Бродель. Время мира: Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV–XVIII вв. М.: Прогресс, 1992. С. 204.
228
Там же. С. 204–205.
229
Самое главное в государственном аппарате Голландии того времени – военно-морской флот, который обеспечивал ее олигархии доминирование на мировых рынках и в колониях: «В середине XVII века голландский флот, представлявший основу ее торгово-финансового и военно-политического могущества, почти вдвое превосходил флоты Англии и Франции, вместе взятые» (А. Ваджра. Путь зла. Запад: матрица глобальной гегемонии. М.: ACT: Астрель, 2007. С. 92–93).
230
Американский социолог: богатым людям плевать на чувства бедных // Русская народная линия новостей, 15.08.2011.
231
Впрочем, среди некоторых христианских богословов и социологов существует мнение, что любой наемный труд является в той или иной степени «отчужденным»; такой труд, по их мнению, не соответствует христианскому идеалу, хотя и допустим (при условии полного возмещения трудовых затрат работника).
232
А. Ваджра. Путь зла. Запад: матрица глобальной гегемонии. М.: ACT: Астрель, 2007. С. 82.
233
Этическая экономия: Исследования по этике, культуре и философии хозяйства: выл. 7. СПб. Экономическая школа, 1999.
234
Иоанн Златоуст. Собрание сочинений… Том VIII. С. 273.
235
К таковым прежде всего относится функция денег как средства накопления капитала, богатства. Позднее появились различные уже совсем «неэкономические» функции. Например, функция денег как средства захвата и укрепления политической власти.
236
См., например, сборник высказываний Святых отцов о богатстве и деньгах: Православное отношение к деньгам. М.: Даръ, 2006.
237
К. Маркс. К еврейскому вопросу // К. Маркс, Ф. Энгельс. Собр. соч., 2-е изд. Том 1.
238
Правда, в некоторых странах, в некоторые периоды времени «религия денег» выходила из подполья, она даже становилась официально признаваемой. Тогда общество немедленно становилось капиталистическим. В древности «религия денег» официально существовала, в частности, в Вавилоне, Греции, Римской империи и т. п.
239
Н. В. Сомин. Капиталофилия. // Интернет. Режим доступа: http://chri-soc.narod.ru/kapitalofilia.htm.
240
Там же.
241
Гематрия (ивр. л'шэтпг) – один из трех методов раскрытия тайного смысла слова посредством присвоения буквам числовых значений. Другое название – «нумерология». Широко применяется в каббалистических текстах на иврите и арамейском языке.
242
Цит. по: П. Люкимсон. Бизнес по-еврейски. Евреи и деньги. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. С. 41; см. также: Раввин Бенджамин Блех. История и культура евреев. Полное руководство. М.: ACT, Астрель, 2005.
243
В масонских обществах фигурой поклонения является голова Баффомета. Это существо – получеловек-полукозел – стало, начиная со времен тамплиеров, главным символом дьявола в тайных антихристианских обществах. Тамплиеры возносили молитвы перед головой Баффомета, испрашивая у демонов богатства. В короткий срок этот орден стал сказочно богатым и самым влиятельным во всей Европе.
244
См.: Козни вражии, или о падших духах. По творениям святителя Иоанна Златоуста. Изд. 2-е. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010 (Глава 3: «Иерархия демонов»).
245
В следующем разделе мы постараемся определить, кто такие «посвященные» члены церкви мамоны и чем они в ней занимаются.
246
Большая советская энциклопедия. Статья «Денежный фетишизм». Денежный фетишизм – лишь одна из форм фетишизма. «Фетишизм – комплекс религиозных верований, состоящих в поклонении предметам неживой природы (фетишам), их олицетворении и наделении сверхъестественными свойствами» («Словарь по общественным наукам», статья «Фетишизм» // Интернет. Режим доступа: http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?Rfn:,lxyiu).
247
Большая советская энциклопедия. Статья «Церковь».
248
Большая советская энциклопедия. Статья «Культ».
249
А. Ваджра. Путь зла. Запад: матрица глобальной гегемонии. М.: ACT: Астрель, 2007. С. 82.
250
Does God Want You to Be Rich? //// Time, September 10, 2006.
251
И. Ландовский. Красная симфония. Резолюция под рентгеном. М.: Вестник, 1996 (книга размещена в интернете. Режим доступа: http://rus-sky.com/history/library/landovsky.htm).
252
И. Ландовский. Красная симфония. Резолюция под рентгеном. М.: Вестник, 1996
253
Вячеслав Макарцев. Капитализм – это грехопадение христианского мира // Интернет. Режим доступа: http://chri-soc.narod.ru/mak_kapitalizm_eto_grehopadenie.htm.
254
Гой – уничижительное наименование нееврея в идише и иврите.
255
Вячеслав Макарцев. Капитализм – это грехопадение христианского мира // Интернет. Режим доступа: http://chri-soc.narod.ru/mak_kapitalizm_eto_grehopadenie.htm.
256
Тоталитарная секта // Интернет. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/v/iki/ToTannTapHan_ceKTa.
257
Н. В. Сомин. Капиталофилия. И Интернет. Режим доступа: http://chri-soc.narod.ru/kapitalofilia.htm.
258
The World Book Encyclopedia. London-Sydney-Chicago, 1994. P. 480–481. См. подробнее большую статью «Рабство» в: Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. T. 51. М.: Терра, 1992. С. 35–51.
259
См.: А. И. Кравченко. Социология Макса Вебера. Труд и экономика. М.: На Воробьевых горах, 1997; Джеймс Веллард. Вавилон. Расцвет и гибель города Чудес. Пер. с англ. М.: ЗАО «Центропо-лиграф», 2004.
260
Классическое рабство в Древней Греции стало быстро развиваться в 8–6 вв. до н. э., а своего расцвета достигло в 5 в. до н. э.
261
Первые три тома, охватывающие период от основания Рима до падения республики, вышли в 1854–1857 годах, пятый том, посвященный римским провинциям, появился в 1885 году, четвертый том, в котором предполагалось изложить правление императоров, написан не был. Одно из последних изданий книги в нашей стране: Теодор Моммзен. История Рима. Пер. с немецкого. СПб.: Наука, Ювента, 1994. В данной работе мы пользуемся текстом книги Теодора Моммзена «История Рима» (краткий вариант), размещенным в интернете на сайте «Библиотека Гумер – история» (Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Momm/index.php).
262
Наиболее последовательно мысль о существовании капитализма в древнем мире выражена Ростовцевым в доступной всем отечественным читателям монографии «Общество и хозяйство в Римской империи» (в 2 томах. Пер. с нем. М.: Наука, 2000–2001).
263
Peter Temin. The Economy of the Early Roman Empire // Journal of Economic Perspectives. Vol. 20, # 1. Winter 2006 (имеется в интернете, режим доступа: http://pubs.aeaweb.org/doi/pdfplus/10.1257/089533 006776526148).
264
Последнее русскоязычное издание: К. Каутский. Происхождение христианства. М.: Издательство политической литературы,1990.
265
К. Каутский. Происхождение христианства. М.: Издательство политической литературы, 1990. С. 111.
266
Там же.
267
Там же.
268
К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., 2-е изд. Т. 46, ч. 1. С. 386–387 (курсив мой. – В. К.).
269
К. Каутский. С. 112.
270
Наиболее типичной формой хрематистики Аристотель считал ростовщичество: «Так как хрематистика расположена рядом с экономикой, люди принимают ее за саму экономику; но она не экономика. Потому что хрематистика не следует природе, а направлена на эксплуатирование. На нее работает ростовщичество, которое по понятным причинам ненавидится, так как оно черпает свою прибыль из самих денег, а не из вещей, к распространению которых были введены деньги. Деньги должны были облегчить торговлю, но ростовщический процент увеличивает сами деньги. Поэтому этот вид обогащения самый извращенный» (Аристотель. Никомахова этика).
271
Т. Моммзен. История Рима. С. 117.
272
К. Маркс в своем письме в редакцию «Отечественных записок» обращает внимание на этот парадокс Древнего Рима: одновременное наличие капиталов и свободных рабочих рук; однако, как отмечает Маркс, это не привело к образованию в Риме капитализма подобного тому, который сложился в Англии в XVIII–XIX вв. По мнению Маркса, это пример того, как культурно-исторические условия могут влиять на развитие капитализма; он привел этот пример для того, чтобы показать, что у России может быть свой путь социально-экономического развития, отличный от Англии (К. Маркс. Письмо в редакцию «Отечественных записок». Ноябрь 1877 // К. Маркс и Ф. Энгельс и революционная Россия. М., 1967). С последним замечанием К. Маркса нельзя не согласиться. Однако нельзя согласиться с окончательным выводом Маркса по поводу Древнего Рима: классик пришел к заключению, что капитализма там не было вообще. На самом деле там был капитализм, но существенно отличавшийся от английского. Римский капитализм был в первую очередь ростовщическим, а английский был в первую очередь промышленным.
273
Катон (234–149 до н. э.) – государственный деятель, сенатор, цензор, автор многих законов.
274
Т. Моммзен. История Рима. С. 118.
275
T. Моммзен. История Рима. С. 178.
276
Большая советская энциклопедия. Статья «Гедонизм».
277
К. Каутский. С. 74–75.
278
Там же. С. 75.
279
Там же. С. 74.
280
T. Моммзен. История Рима. С. 118.
281
Светоний. Жизнеописание 12 цезарей.
282
Ниже мы покажем, что современный капитализм, оставаясь «потребительным», в то же время и в первую очередь является «накопительным». Второе его свойство обусловлено тем, что целью экономической деятельности является накопление капитала, которое не завершается потреблением; т. е. накопление капитала становится бесконечным процессом.
283
См.: М. Finley. Ancient Slavery and Modern Ideology. New York, 1980. P. 80; P. Brunt. Italian Manpower, 225 B.C. – A.D. 14. Oxford, 1971. Pp. 4, 121–124.
284
Разговор о характере и масштабах рабства в современном мире еще впереди. Здесь лишь сошлемся на известного историка, социолога и политолога А. Зиновьева. По его мнению, масштабы рабства в Древнем Риме (имеются в виду не только абсолютные, но и относительные масштабы рабства, причем в первую очередь рабства «классического») были меньше, чем масштабы современного рабства на Западе (см.: А. А. Зиновьев. Запад. Феномен западнизма. М., 2000. Данная книга переиздавалась несколько раз и имеется в Интернете. Режим доступа: http://lib.udm.ru/lib/PROZA/ ZINOWXEW/zapad.txt).
285
См.: Экономика и хозяйство поздней Римской республики // Интернет. Режим доступа: http://www. world-history.ru/countries_about/61/2293.html.
286
См.: Экономика и хозяйство поздней Римской республики // Интернет. Режим доступа: http://www. world-history.ru/countries_about/2293.html.
287
Сципион Эмилиан (185 – 129 до н. э.) – военный начальник, государственный деятель, оратор.
288
К. Каутский. С. 110.
289
Забегая вперед, отметим, что неспроста в нашей стране «перестройка» началась с лозунгов о необходимости всяческого развития товарно-денежных отношений (еще в условиях позднего социализма). Тем самым готовилась «почва» для будущей победы ростовщического капитализма на территории СССР.
290
К. Каутский. С. 108–109.
291
Там же. С. 109.
292
См.: П. Люкимсон. Бизнес по-еврейски. Евреи и деньги. Ростов н/Д: Феникс, 2007. С. 236–237.
293
А. Валлон. Истрия рабства в античном мире. Смоленск, 2005. С. 345.
294
См.: Ваджра Андрей. Путь зла. Запад: матрица глобальной гегемонии. М.: ACT: Астрель, 2007 (гл. 2: «Итальянские города-государства»).
295
Катон. Земледелие. Пер. и ком. М. Е. Сергеенко. М.: Ладомир, 1998.
296
По некоторым данным, в конце жизни всадник Сенека., бывший крупным ростовщиком, радикально изменил свое отношение к ростовщичеству и богатству вообще.
297
При этом надо иметь в виду, что древний римский год состоял из 10 месяцев и 305 дней.
298
Кстати, в греческой истории подобных «календ» не было. Отсюда выражение «отложить до греческих календ», то есть «не сделать дело никогда» (применительно к кредитным отношениям – «не погасить долг никогда»).
299
К. Каутский. С. 74
300
Там же. С. 109.
301
К. Каутский. С. 110.
302
T. Моммзен. С. 118.
303
А. С. Пасынков. Феномен ростовщичества // Интернет. Режим доступа: http://samlib.ru/p/ pasynkow_a_s/usurydata.shtml.
304
К. Каутский. С. 110.
305
Эта книга была издана на русском языке: Дж. Сальвиоли. Капитализм в античном мире. Этюды по истории хозяйственного быта Рима. Пер. с фр. Харьков, Екатеринослав: Всеукргосиздат, 1922.
306
Цит. по: К. Каутский. С. 111.
307
А. С. Пасынков. Феномен ростовщичества // Интернет. Режим доступа: http://samlib.ru/p/ pasynkow_a_s/usurydata.shtml.
308
Цит. по: К. Каутский. Происхождение христианства. С. 111.
309
К. Каутский. С. 107.
310
К. Каутский. С. 107–108.
311
Зенон Косидовский. Сказания евангелистов. М.: Политиздат, 1987. С. 239.
312
Там же.
313
К. Каутский. С. 106–107.
314
Там же. С. 108.
315
Массовое использование рабов (классическое рабство) в Греции имело место в ремесленных мастерских и на рудниках.
316
T. Моммзен. С. 141.
317
Луций Корнелий Цинна (128-84 до н. э.) – римский государственный деятель, консул, глава партии популяров.
318
T. Моммзен. С. 170.
319
T. Моммзен. С. 174.
320
T. Моммзен. С. 187.
321
Цит. по: Каутский. С. 115.
322
T. Моммзен. С. 187.
323
Светоний. Жизнь двенадцати цезарей (Юлий Цезарь, глава 54).
324
О чем мы можем судить, например, по Иудее и Палестине; тамошняя поляризация хорошо описана в Евангелии.
325
Все-таки основная часть рабов Древнего Рима была занята в сельском хозяйстве (труд в средних и крупных хозяйствах – виллах и латифундиях). Для сравнения: в Древней Греции основная часть рабов трудилась за пределами аграрного сектора (в ремесленных мастерских и в горной промышленности).
326
T. Моммзен. С. 136.
327
К. Каутский. С. 65.
328
Многие исследователи отмечают, что положение рабов в Древнем Риме (особенно в период расцвета классического рабства в II–I вв. до н. э.) было тяжелее, чем в Древней Греции и на Древнем Востоке. При этом они основную причину этого видят в особой дешевизне рабов в Древнем Риме (за счет поступления пленных, захватываемых в войнах). Мы не отрицаем этой причины, она действительно способствовала развитию римского капитализма.
329
Моммзен. С. 136.
330
Мф. 20:1-16.
331
Это очень напоминает то, что сегодня называется «частичной занятостью» и что становится все более важной особенностью современной «рыночной экономики». Это неустойчивое состояние человека между положением наемного работника и люмпен-пролетария.
332
T. Моммзен. С. 178. Кстати, по мнению того же Моммзена, это было причиной того, что влияние римской культуры распространилось на большие пространства Европы и Средиземноморья: «Рассеявшиеся благодаря торговым и денежным делам по областям и провинциям римляне уже в то время заложили первые основы той романизации всего Запада, которая составляет крупнейший факт в истории Европы» (с. 179).
333
T. Моммзен. С. 118.
334
К. Каутский. С. 116–117.
335
Галат. 3:25, 28.
336
Кол. 4:1.
337
Еф. 6:6.
338
Святитель Феофан Затворник. Толкование послания св. апостола Павла к Ефесянам. М., 1893. С. 444–445.
339
Филим. 1:10–18. Согласно церковной истории, позднее оба (и хозяин Филимон, и раб Онисим) стали христианскими апостолами.
340
Православное отношение к деньгам. М.: Даръ, 2006. С. 266–268.
341
Theologische Realenzyklopaedie. Band 31. Berlin – New-York, 2000. S. 379–380.
342
Ibid. S. 380.
343
Вот один из фрагментов такой критики: «Крайне ошибочно было думать, что христианство уничтожило рабство. Напротив, оно дало ему новую опору. Античный мир держал рабов в повиновении только при помощи страха. Христианство впервые возвысило безвольную покорность рабов на степень нравственной обязанности, которая должна выполняться с радостью» (К. Каутский. С. 382).
344
К. Каутский. С. 383.
345
Вместе с тем мы не отрицаем и роль экономических и политических факторов, которые способствовали сворачиванию рабства в Древнем Риме (резкое сокращение притока новых рабов и их удорожание). К. Каутский в своей работе «Происхождение христианства» пытается игнорировать духовно-нравственное влияние христианства на указанный процесс. Или даже пытается доказать, что оно защищало рабство, что противоречит тем фактам, которые он сам же приводит. Подробнее о соотношении экономических и духовно-религиозных факторов в сворачивании рабства см.: И. Свенцицкая. Раннее христианство: страницы истории. М.: Изд-во политической литературы, 1994; В. В. Болотов. Лекции по истории древней церкви. М.: Хроника, 1994; Е. И. Смирнов. История христианской церкви. М.: Изд-во Свято-Троице-Сергиевой Лавры, 1996.
346
Большая советская энциклопедия, 3-е издание, статья «Феодализм».
347
См.: Б. Ф. Поршнев. Феодализм и народные массы. М., 1964.
348
Новая плеяда историков стала называть своих предшественников снисходительно – «романтической» школой.
349
См.: В. Тростников. Православная цивилизация: исторические корни и отличительные черты. М.: Издательский дом Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник», 2004.
350
Там же.
351
Разговор об этом выходит за рамки данной работы. Подробно данный вопрос освещен в следующем источнике: О. Н. Четверикова, А. В. Крыжановский. Культура и религия Запада. Религиозные традиции Европы: от истоков до наших дней. М.: ОАО «Московские учебники», 2009.
352
В. П. Буданова. Средние века. М., 2006.
353
С. Д. Сказкин. История средних веков. М., 1977.
354
В. Ф. Семенов. История средних веков. М., 1975.
355
Об этом можно прочитать, в частности, в книге А. Я. Гуревича «Свободное крестьянство Норвегии» (М., 1967).
356
См.: А. Я. Гуревич. Свободное крестьянство феодальной Норвегии. М., 1967.
357
Ю. Бородай. Третий путь // Наш современник, 1991, № 10.
358
К. Маркс, Ф. Энгельс. Собр. соч., 2-е изд. T. 23. С. 248.
359
Большая советская энциклопедия. Статья «Рабство».
360
Всемирная история. Энциклопедия. Том 3. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1957 (Глава 3: «Возникновение и развитие феодализма в Японии (III–VIII вв.)»).
361
История Востока. Том 2. Восток в средние века. М.: Изд-во воет, лит-ры РАН, 1997 (часть II, глава 7: «Итоги исторического процесса на средневековом Востоке к концу XV века»).
362
Рабство // Интернет. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Pa6cTBo.
363
Рабство – история, работорговля через Атлантику, отмена работорговли в Европе // Интернет. Режим доступа: http://manger.ru/vsem/rab.htm.
364
К. Маркс, Ф. Энгельс. Собр. соч., 2-е изд. Том 18.
365
Э. Ю. Соловьев. Главы учебного курса «Реформация и становление новоевропейской цивилизации». Лекция 3 «Коммерциализм в Западной Европе XIV–XVI вв. Опасность регрессии к доходному крепостничеству и плебейскому варварству» // Интернет. Режим доступа: http://krotov.info/history/16/ liorente/soloviov.html.
366
Лк. 12:16–21.
367
Э. Ю. Соловьев. Главы учебного курса «Реформация и становление новоевропейской цивилизации». Лекция 3 «Коммерциализм в Западной Европе XIV–XVI вв. Опасность регрессии к доходному крепостничеству и плебейскому варварству» // Интернет. Режим доступа: http://krotov.info/history/16/ liorente/soloviov.html.
368
А. С. Пасынков. Феномен ростовщичества (Глава 5: «Тайна тамплиеров, Черная чума, Колумб и флорин» // Интернет. Режим доступа: http://samlib.rU/p/pasynkow_a_s/usurydata.shtml.
369
К. Маркс, Ф. Энгельс. Собр. соч. 2-е изд. Том 12.
370
Книга несколько раз издавалась на русском языке. Одно из последних изданий: В. Зомбарт. Буржуа. Евреи и хозяйственная жизнь. Пер. с нем. М.: Айрис-пресс, 2004.
371
Впрочем, пуританизм имел много общего с иудаизмом, что и объясняет простоту перехода иудеев в эту религию (изучение Пятикнижия Моисеева, почитание субботы, ведение службы на иврите, требования принятия конституции на основе Торы и т. п.). Кстати, позднее так же легко пуритане переходили в иудаизм. О близости пуританизма и иудаизма свидетельствует политика Оливера Кромвеля, который, как известно, объявлял себя приверженцем пуританизма и при этом особо благоволил иудеям. Именно благодаря его усилиям иудеи получили разрешение свободно селиться на Британских островах и заниматься ростовщической деятельностью.
372
Одно из изданий книги: Макс Вебер. Протестантская этика и дух капитализма. М.: Ист-Вью, 2002. С книгой также можно ознакомиться в интернете.
373
Ю. М. Бородай. Почему православным не годится протестантский капитализм? // Наш современник, 1990, № 10.
374
Об этих нюансах раннего и позднего иудаизма можно прочитать в известной работе Л. А. Тихомирова «Философско-религиозные основы истории», которая также была написана в начале XX века. Из последних работ на эту тему можно порекомендовать книгу И. Р. Шафаревича «Трехтысячелетняя загадка. История еврейства из перспективы современной России».
375
К. Маркс, Ф. Энгельс. Собр. соч., 2-е изд. T. 23. С. 611.
376
Ю. Бородай. Третий путь // Наш современник, № 9,1991.
377
Утилитаризм (особенно в версии И. Бентама) не только обосновывает «естественность» и «полезность» стремления к потреблению и удовольствиям, но также обосновывает средства, которые обеспечивают удовлетворение этого стремления, даже если эти средства противоречат христианским принципам.
378
А. С. Пушкин. Евгений Онегин, глава 42.
379
Например, Испания за период с 1521 по 1660 гг. вывезла из Америки 18 тыс тонн серебра и 200 тыс тонн золота (Всемирная история: учебник для вузов / Под ред. Поляка Г. Б., Марковой А. Н. М., 1987. С. 184).
380
В. Шапинов. Империализм от Ленина до Путина. М.: Алгоритм. 2007. С. 15. См. также: Рено Ф., Даже С. Африканские рабы в далеком и недавнем прошлом. М.: Наука, 1991.