Размер шрифта
-
+

Каменное Лицо, Черное Сердце. Азиатская философия побед без поражений - стр. 30

Когда этот святой умер и предстал перед Высшим Судией, ему был вынесен приговор за его поступок по отношению к несчастному молодому человеку.

– Но, – запротестовал святой, – я же принес священный обет говорить только правду. Я был обязан поступить так, как поступил.

– В тот день, – был ответ, – ты возлюбил тщеславие паче добродетели. Не ради добродетели выдал ты невинного его преследователям, но ради того, чтобы сохранить тщеславное представление о себе как добродетельном человеке.

Ограниченная человеческая мораль, которая руководит нашим представлением о добродетели, часто становится силой, принуждающей нас ко злу. Наше ложное представление о добродетели часто оказывается не чем иным как тщеславием и попыткой заслужить похвалу или самодовольно сознавать, насколько мы «добродетельны», чтобы ощущать свое превосходство над другими. И поскольку эта ложная добродетель сопровождается немалой дозой человеческого невежества, она нередко становится действенным оружием, приносящим многих людей в жертвы.

Преступления против человечества

Когда речь идет о виктимизации человечества под знаменем «добродетели», нет разделения на Запад или Восток, прошлое или будущее.

В Китае ближе к концу правления династии Мин (начало XVII в.) бандиты и крестьянское ополчение восстали против императорских сил. Орда восставших проходила через деревни, грабя деревенских жителей и насилуя юных девушек. В то время женская непорочность в Китае была священна. Если молодая девушка подвергалась насилию, единственным выходом, доступным для ее родителей, было дать ей сильный яд, таким образом очистив родовое имя. Так что если юную девушку постигала ужасная судьба быть изнасилованной, вслед за этим ее ждала еще худшая доля – быть отравленной собственными родителями.

Когда Галилей сообщил миру о своем открытии – а именно, что не Солнце вращается вокруг Земли, а наоборот, – «наиболее добродетельные» члены католической церкви предали его анафеме, сжигая его книги и подвергнув тюремному заключению до конца его дней.

Такая ведомая невежеством добродетель не является исключительной принадлежностью прошлого. Не так уж давно, в 1950-х годах, Соединенные Штаты – целиком, как народ, – прошли через мрачный период «охоты на ведьм», возглавленной сенатором Джозефом Маккарти.

Сегодня «добродетельные» граждане с искренними намерениями пытаются навязать другим свои стандарты и моральные кодексы в отношении многих социальных вопросов – во имя «доброты и достоинства». Всем нам следует спросить себя: можем ли мы быть так уж уверены в том, что наше представление о добродетели не стало силой, принуждающей к ненависти, нетерпимости и лицемерию? Не виктимизируем ли мы снова человечество?

Страница 30