Как стать экспертом по человеческому поведению. Наблюдайте, читайте, понимайте и расшифровывайте людей на основе минимальной информации - стр. 10
Человеческие существа, в общем, так устроены, что главной для них является невербальная коммуникация. Именно ею мы и занимаемся. Думайте об этом следующим образом: мы научились общаться без слов за тысячелетия до того, как придумали буквы и знаки препинания. Кому-то может показаться странной и абстрактной идея «считывать» людей, выходя далеко за рамки произносимых ими слов, однако невербальное общение действительно древнее, лучше разработано и более естественно для представителей человеческого рода. Нужно, образно говоря, лишь снова настроиться на эту радиостанцию!
Давайте вспомним, что есть два вида эмоций – первичные и вторичные. Мы знаем, что первичные эмоции врожденные, автоматические и универсальные. Мы проявляем их рефлекторно; просто подумайте, насколько спонтанно и неосознанно вы, к примеру, удивляетесь. Способность людей считывать базовые первичные эмоции изначально встроена в наш мозг. Так, ученые обнаружили области мозга, которые, похоже, специально предназначены для восприятия и обработки лицевой мимики, языка тела и интонаций окружающих.
А что с вторичными эмоциями? Поскольку все они связаны с нарративами и интерпретациями, как отклики на первичные эмоции, они испытывают большее влияние культуры и зависят от контекста. Мы все зависим от культуры или исторической эпохи, семейного круга и образования; нас всех обучали немного разным «правилам» в части проявления эмоций, того, какие из них уместные, а какие неуместные, и что те или иные эмоции означают. Итак, когда мы наблюдаем культурные вариации в эмоциональных проявлениях, то обычно имеем в виду вторичные эмоции. Когда речь заходит о «сырых», фундаментальных состояниях вроде страха или счастья, все люди, в общем, едины во мнении по поводу «правил»!
Давайте в качестве примера возьмем простой акт улыбчивости. Даже младенец понимает: тот, кто ему улыбается, настроен дружелюбно и отзывчиво. Любой человек, независимо от языка или воспитания, осознает, что в широком смысле между улыбкой и счастьем можно поставить знак равенства. Мы непроизвольно улыбаемся, видя то, что нам нравится, доставляет удовольствие. Однако существуют культурные различия в том, как используется улыбка в качестве вторичной эмоции либо сознательного, намеренного проявления чувств.
В некоторых азиатских странах культурной нормой считается улыбчивость во время споров или напряженных моментов, улыбка должна снять напряженность и создать атмосферу гармонии. Если, однако, представитель азиатских народов попытается улыбнуться во время жаркого спора, скажем, в Америке, то будет удивлен реакцией окружающих: все решат, что он над ними насмехается или не принимает всерьез… и трения в итоге только усилятся.