Размер шрифта
-
+

Как религиозные учёные предают науку. На примере Планка и Ньютона - стр. 8

Но Планк в своём докладе идёт ещё дальше. В начале он утверждал, что развитие науки порождает атеистическое мировоззрение и недоверие к религии. Признавал, что так и должно быть. Давайте-ка вспомним эти его слова:

«Шаг за шагом вера в чудеса природы должна отступить перед твердо и неуклонно развивающейся наукой, и мы не можем сомневаться в том, что рано или поздно она сойдет на нет».

По сути он признавал, что наука порождает атеистическое мировоззрение, что образованная молодёжь становится всё более атеистичной. Указывал на то, что противоречия между наукой и религией всё более явственны и признавать или не признавать их – это уже стало делом совести учёного: «может ли он, оставаясь честным, причислять себя к религиозному сообществу, включающему в свое учение веру в чудеса природы?» Ясно, что этот вопрос сильно тревожил и самого Планка, т.к. он как раз и относился к тем религиозным учёным, о которых он говорит. Поэтому, сначала указывая на несовместимость науки и религии, приводящую к мучительному вопросу совести учёного, чувствующего, что он становится предателем как науки, так и религии, Планк теперь решает доказать, что наука и религия вполне совместимы. Это ему необходимо, прежде всего, для самого себя, т.к. совесть всё же мучает его, он чувствует предательство в своей душе, он понимает, что служить двум господам и сытно, и долго невозможно. Он хочет себя оправдать. Поэтому далее он говорит уже другое:

«Я попытаюсь с точки зрения ученого, воспитанного в духе точного исследования природы, осветить вопрос – можно ли совместить (и насколько успешно) истинное религиозное сознание с естественнонаучным познанием, или, говоря короче, – может ли человек, получивший естественнонаучную подготовку, быть одновременно и истинно религиозным человеком?»

Иными словами, Планк захотел «осветить вопрос»: может ли учёный (и насколько успешно) быть одновременно и истинным боговером, и истинным атеистом, т.к. выше он сам утверждал, что наука ведёт к атеизму. То есть, может ли, и насколько успешно, учёный служить двум господам: просвещению и невежеству? Мало того, особо отметим, что «осветить» этот вопрос он обещает не как религиозный верующий, а именно как учёный, «с точки зрения учёного». С этой целью он даже выдвигает «два частных вопроса»:

«1) какие требования предъявляет религия к вере своих последователей и каковы признаки истинной религиозности? 2) каковы законы, которым нас учит естествознание, и какие истины в нем считаются непреложными?»

Планк полагает, что «ответы на эти вопросы дадут нам возможность решить, совместимы ли и если да, то в какой мере требования религии с требованиями естествознания и могут ли поэтому религия и естествознание сосуществовать, не вступая в противоречие друг с другом». Что ж, примем на время правила игры Планка и допустим, что выше он ничего не утверждал о несовместимости религии и науки. Посмотрим, как Планку удастся оправдать себя и успокоить свою совесть учёного. Но всегда будем держать в уме то необходимое условие, что рассматривать этот вопрос он берётся именно «с точки зрения учёного», то есть, по правилам науки, а не религии, в которой, собственно, есть только одно правило: верь в бога.

Страница 8