Размер шрифта
-
+

Как развить интуицию. Эффективное руководство - стр. 6

Понимание интуиции Платоном было первым и долгое время единственным мистическим объяснением интуиции. Аристотель, как известно, не разделял взглядов своего учителя. Он является основоположником рационализма, а значит, и всей современной цивилизации. Наверное, именно Аристотелю мы можем сказать «спасибо» за то, что интуицию так долго признавали шарлатанством и исключали из аппарата науки. Эллинистический Рим, а тем более Средневековье не интересовала интуиция как таковая и ее возможности.

Восстановило реноме интуиции уже только позднее Возрождение. Человеком, который стал изучать интуицию с точки зрения науки и вообще придал ей статус философской и психологической категории, был великий математик и философ XVII века Рене Декарт. Именно благодаря его трудам ученые мужи обращаются к проблеме интуиции, спорят, пишут трактаты… Это говорило только обо одном: intuitio est (интуиция существует)! С этого момента ее начали анализировать, раскладывать по полочкам, давать объяснение…

«Отец» интуиции задал и направление этих поисков: интуиция – это единое знание, но оно не имеет ничего общего с прозрением и носит, прежде всего, интеллектуальный характер. Декарт ввел понятие интеллектуальной интуиции, которое существует до сих пор. Интеллектуальная интуиция охватывает научное познание, ведь ее основа – это накопление материала и научный анализ.

Сам не зная об этом, Декарт поставил еще одну важную проблему, которая не решена до сих пор: интуиция – это врожденный дар, которым обладают лишь избранные, или свойство, присущее каждому человеку? Каждый философ отвечал на это по-своему. Ответ на вопрос зависит от того, как человек отвечает на основной вопрос философии: что первично – дух или материя? Вплоть до конца XIX века интуиция трактовалась как высший вид рационального знания, но сначала Артур Шопенгауэр, а за ним Анри Бергсон перевернули представления об интуиции. Анри Бергсона по праву можно считать «отцом инсайта». Именно он в своей философии жизни обосновал необходимость озарения, некоего духовного экстаза для достижения истины. Более того, при помощи озарения постигаются не только великие идеи, но самые примитивные, бытовые ситуации. Труды французского философа однозначно показали, что интуиция – это не высшая ступень интеллекта, она просто вне интеллекта, это другой способ постижения мира. Наверное очень символично, что «открыли» и «закрыли» философскую проблему интуиции французские философы. После Бергсона проблема интуиции переместилась в сферу психологии.

Современные психологи плохо представляют себе, как работает интуиция, но еще хуже обстоят дела с ее изучением, а значит, с терминологией. В психологии чаще других используется термин «инсайт» (от англ. insight – «постижение», «озарение», «проникновение в суть») – озарение, проникновение. Обычно это состояние прозрения, когда в голову приходит блестящая идея, открывается доселе неизвестное знание. Еще такое состояние может называться «ага-реакцией», то есть имеются в виду те непроизвольные возгласы, которые вырываются у человека в моменты озарения. Классический, всем известный пример «ага-реакции» – архимедово восклицание «Эврика!». Для удобства понимания можно ввести определение интуиции, принадлежащее практикующему интуиту Лоре Дей: «Интуиция – это нелинейный, неэмпирический процесс сбора и интерпретации информации в ответ на вопросы».

Страница 6