Размер шрифта
-
+

Как развить интуицию. Эффективное руководство - стр. 16

Третий этап – прозрение. Это и есть собственно инсайт, открытие, архимедова «Эврика!». Собственно, если продолжать сравнение, прозрение – это то, чего ждет человек в храме. В этот момент происходит резкий скачок, переход накопленного количества информации в качество. Решение приходит всегда в виде символического образа, знака, трудно поддающегося словесному описанию.

Четвертый этап – фиксация. Заключительный период процесса, который связан с логикой. Сознание справляется с пережитым потрясением и начинает действовать логически. Символ-образ переводится в слова, дается научное объяснение открытию и т. д.

Из этой схемы видно, что моменты инсайта – редкие гости в человеческой жизни. Прозрение может и не наступить. Почему одних людей осеняют гениальные идеи, а других – нет, науке неизвестно, и, видимо, не станет известно. Хотя современные ученые, опираясь на схему Уоллеса, выявили модель поведения, ведущую к прозрению. Она, в общем-то, ни для кого не секрет: надо долго, упорно и настойчиво работать над занимающей тебя проблемой, изучить все возможные источники, собрать обширный материал, страстно желать решения проблемы, не сдаваться при первых неудачах, и тогда…

Давайте немного отвлечемся от теоретических рассуждений. Я хочу привести примеры из жизни величайших умов человечества, чтобы вы поняли справедливость утверждения Гете о том, что гений – это 1 % везения и 99 % непосильного труда. Интуиция может подарить вам великое открытие, но только тогда, когда вы приложили к этому все свои усилия.

Я уже говорила о великом титане Возрождения Леонардо да Винчи. Он придавал интуиции, работе бессознательного огромное значение в жизни творца. За пятьсот лет до австрийского врача Зигмунда Фрейда он говорил о ключевой роли подсознания в художественных и научных прозрениях. Леонардо советовал всем художникам и изобретателям изучать мир природы и запоминать свои ассоциации, чтобы потом воплощать их в творениях. В своих «Записках» великий флорентинец наставлял: «Это не трудно… просто остановиться по пути и посмотреть на потеки на стене, или угли в огне, или облака, или грязь… там вы можете найти совершенно потрясающие идеи…». Спустя столетия этот метод спонтанно возникающих ассоциаций возьмет на вооружение швейцарский психолог и психиатр Герман Роршах. Но Леонардо не останавливался только на зрительных впечатлениях – он подключал и слуховые рецепторы. Все в том же произведении он утверждал, что «в звоне колоколов можно уловить любое имя и любое слово, какое вы только способны себе вообразить». Вполне возможно, что колокольный звон ускорял момент инсайта гения Возрождения.

Страница 16