Как разговаривать с подростком о вечных истинах - стр. 10
Спохватимся! Возьмемся за ум! Поймем, что речь дана нам не напрасно. А для того, чтобы мы управляли ею, чтобы каждое слово, обращенное к человеку, было добрым, ласковым или хотя бы вежливым.
Управлять своей речью, властвовать над нею – значит не произносить ни одного слова в запальчивости, такого слова, о котором потом пожалеешь. Слова ведь не забываются… Одним словом можно нажить себе врага на всю жизнь. Сегодня ты дразнишь товарища или обзываешь его, или колешь его, стараясь обидеть, но пройдут годы, десятилетия, вы встретитесь взрослыми людьми, и товарищ твой напомнит тебе о своей обиде, и горько тебе будет, страшно горько, и ты пожалеешь о той минуте, когда еще совсем мальчишкой обидел человека. Помните, что обиды часто остаются на всю жизнь, и даже совсем незлопамятные люди иногда не могут забыть причиненное им зло.
Конечно, лишь очень мудрые умеют тщательно обдумывать свои речи, с их языка никогда не сорвется опрометчивое слово. Но будем сдерживаться, будем учиться владеть своей речью. Подумаем, что лучше: быть безумным или благоразумным?
О чистоте души
В стихотворении Пушкина «Мой друг, забыты мной следы минувших лет» есть такие строчки:
Вдумаемся: какое удивительное соединение – «душа твоя чиста» и «унынье чуждо ей». Почему чистая душа не знает уныния?
А что такое уныние? Вы испытывали когда-нибудь чувство уныния, вы склонны к унынию?
Каждый из нас знает, что такое плохое настроение, печаль без видимой причины, тоска на сердце. Мы все люди, и очень немногим счастливцам удается всегда оставаться беспечальными, всегда быть в ровном, хорошем настроении – кстати сказать, таких людей очень ценят. Хотите, чтобы вас все любили? Следите за своим настроением, не выходите к людям слишком озабоченными, погруженными в свои неприятности – это все равно что выйти небрежно одетым или с всклокоченными волосами.
Но уныние – не плохое настроение; уныние – тяжелое состояние души, потерявшей надежду.
Вот старый как мир вопрос, над ним давно бьются люди: если человек потерял надежду на лучшее – это беда, не зависящая от него, или, может быть, вина?
Наверное, многие скажут: «Конечно, беда. Разве я виноват в том, что мне не на что надеяться, что я в полном унынии?»
Но это не так. Человек, теряющий надежду, впадающий в уныние, – виноват. Это вина! Человек не имеет права предаваться унынию, потому что уныние делает его бессильным перед жизнью, а человек не просто живет – он еще и обязан жить, обязан действовать, обязан сопротивляться обстоятельствам до последнего своего вздоха. Если человек предается унынию, у него не может быть чистой совести – на его совести лежит тяжкий грех бессилия. Кто сдался, кто не действует, не собирается с силами, а предается унынию – тот теряет надежду. Чистая душа – чистая,