Размер шрифта
-
+

Как понимать современное искусство и перестать его бояться - стр. 17

Отдельно стоит вспомнить роман Пикассо и Ольги Хохловой, о которой мы упоминали ранее. Тем более, что в Москве в 2018 году прошла выставка «Пикассо & Хохлова». Испанский художник и русская танцовщица познакомились в 1917 году в Риме. В итальянскую столицу Пикассо приехал не только для того, чтобы работать над декорациями балета «Парад» для «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Здесь он хотел развеяться после пережитых любовных драм. В 1915 году умерла возлюбленная Пикассо Ева Гуэль. «Моя жизнь – ад, я провожу ее между больницей и метро по дороге в больницу», – писал художник Гертруде Стайн незадолго до кончины Гуэль. Правда, после смерти девушки Пикассо не долго пробыл один – он встретил новую возлюбленную и даже хотел жениться, но невеста в последний момент передумала.

К моменту знакомства с Пикассо Ольга Хохлова уже пять лет танцевала в «Русских сезонах». Их примой она никогда не была, но обладала хорошей техникой и трудолюбием. Роман художника и танцовщицы начинался на глазах Дягилева. «Берегись, – предупреждал он с усмешкой, наблюдая за ухаживаниями, – на русских девушках приходится жениться». «Ты, наверное, шутишь», – парировал Пикассо. Но свадьба действительно состоялась. Пара обвенчалась в русской церкви на улице Дарю в Париже 12 июля 1918 года. Вот что гласила клятва супругов: «Мы, нижеподписавшиеся, Ольга Хохлова и Пабло Пикассо, клянемся жить до смерти в мире и любви. Тот, кто нарушит этот контракт, будет приговорен к смерти».

Ольга Хохлова стала главным женским персонажем в творчестве Пикассо конца 1910-х – 1920-х годов. Поначалу художник писал ее в неоклассическом стиле – отчасти потому, что она хотела узнавать себя на портретах. Вскоре после свадьбы пара превратилась в модных светских персон. Ольга любила балы, и Пикассо сопровождал ее на них. В своих апартаментах на улице Ла Боэси они принимали представителей парижского высшего света. А вот прежние «неформальные» друзья художника уже не так хорошо вписывались в «интерьер гостиной».

Их первый и единственный ребенок родился 4 февраля 1921 года. Пикассо в то время писал картины, на которых изображал Хохлову в образе Мадонны с младенцем, и идиллические полотна беззаботного отдыха всей семьи. Появление на свет сына поначалу сблизило супругов, но вскоре Ольга стала отдавать малышу все свое внимание. Пикассо становился все раздражительнее, а летом 1923 года купил квартиру этажом выше семейных апартаментов. Прислуге запрещалось заходить туда, и даже Хохлова должна была спрашивать разрешения. Вскоре художник вновь стал посещать бордели. «Ольга любит чай, пирожные и икру. А я – сосиски с фасолью», – все чаще повторял Пикассо. В январе 1927 года художник познакомился с 17-летней Марией-Терезой Вальтер, но не сразу ушел от жены. Раздражение на нее он начал вымещать в живописи. Пикассо деформировал лицо и тело Хохловой – отныне и вплоть до 1930-х годов они будут во власти пугающих превращений. На картине «Большая обнаженная в красном кресле» некогда прекрасная муза художника оборачивается жутким чудовищем с изломанными конечностями и раскрытым в агонии ртом. «Каждый раз, когда я меняю женщину, я должен сжечь ту, которая была последней», – говорил Пикассо. Супруги расстались в 1935 году. Но до конца своей жизни Ольга Хохлова оставалась женой Пикассо. Художник не хотел оформлять официальный развод, так как боялся лишиться имущества и половины полотен.

Страница 17