Размер шрифта
-
+

Как полюбить ближнего - стр. 40

(Лк. 10, 27). Иногда эти три слова бывают нам тяжелы. Как – скажет наше самолюбие – любить других, как себя, делать их равными себе? Да. Такова именно есть воля Божия, и воля святая и праведная.

Побуждения к равной любви к ближним мы усматриваем прежде всего в нашей природе. Не все ли мы по природе и по вере братия? Не у всех ли нас один Бог, один Спаситель, одна Святая Церковь? Все мы крестились единым крещением и от единого Хлеба и единой Чаши причащаемся. Не всем ли нам уготовано одно Небесное Царство? Не всех ли равно любит и милует Отец наш Небесный? Одно преступное наше самолюбие хочет преимущественно пользоваться всем, а заповедь Божия, повелевающая любить ближнего, как самого себя, предписывает иметь со всеми братское единение, делать другим то же, чего желаем себе. Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф. 7, 12).

И действительно, если мы посмотрим на христианскую Церковь, то здесь, как нигде, требуется во всем именно братское единение, и самое понятие союза взаимного общения имеет весьма важное значение. По самому своему существу и названию своему Церковь есть общение, союз высший, нравственный, духовный союз. Поэтому взаимное общение, единение, любовь суть основные начала религиозной христианской жизни. «О сем разумеют вcu, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою» (Ин. 13, 35), – говорил Господь в последней прощальной беседе ученикам Своим.

И действительно, живое единение, взаимная любовь и общение были всегда самыми главными отличительными свойствами христианской жизни в лучшие времена ее развития. О первых христианах Иерусалимской Церкви дееписатель говорит: У множества уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее… Не было между ними никого нуждающегося, ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду (Деян. 4, 32, 34–35). Вызывает изумление это совершеннейшее единение первых христиан – единение в духе и в самой внешней жизни, среди тогдашнего общества языческого и иудейского, испорченного, развращенного и грубого, где каждый заботился о своих выгодах и где все старались теснить друг друга, и потому всем было тесно друг от друга. И после времен апостольских, в последующие века христианской истории, взаимная любовь и общение между христианами были настолько высокие, что ничего подобного не было в древнем языческом мире. Христианские Церкви скоро распространялись по всем городам и странам тогдашнего мира, но Церковь в каждом городе имела сравнительно малое число последователей, окруженных со всех сторон громадным множеством неверовавших и враждебных христианству язычников. И тем не менее члены различных христианских Церквей, рассеянные по всему миру, по разным странам и племенам, окруженные и постоянно преследуемые со всех сторон множеством врагов и наветников, были как бы членами одной семьи – братьями и сестрами, как они и называли друг друга с искренностью и в истинном значении этих слов. В сохраненных до нас пастырских посланиях того времени, пересылавшихся часто между лицами, никогда в глаза не видевшими друг друга, дышит такой дух близости, искренности, взаимного доверия, взаимного участия, как будто это действительно переписывались друг с другом члены одной семьи, с детства росшие вместе и издавна привыкшие делить между собою мысли и чувства, радости и горести. Когда в какой-нибудь Церкви возникала какая-либо нужда или горе – голод, гонение от неверных, – члены других Церквей принимали это бедствие как свое собственное и старались помогать бедствующим, чем могли. В Иерусалиме начался голод – в Антиохии спешили собрать пособие голодающим. Из Македонии христиане во времена апостольские посылали помощь и жертву по одну сторону моря – в Палестину, а по другую сторону – в Рим. Сами язычники удивлялись такой любви и близости между христианами, не понимая той силы, которая так связывает их между собою союзом любви. И христиане своим примером добродетельной жизни преобразовывали самые нравственные устои существовавшего тогда мира единственно духом веры и силой любви своей.

Страница 40