Как полюбить ближнего - стр. 27
– Разве ты не знаешь? Сейчас врачи, чтобы заставить сердце работать, разрезают грудную клетку и вставляют внутрь… батарейку. И мы должны сделать так, чтобы ум резал сердце, завел его и заставил работать.
– Как это?
– Я думаю, что это происходит тремя способами. Либо человек чувствует благодарность за благодеяния Божии, так что изнемогает и прославляет Бога. Либо он ощущает тяжесть своих грехов и с болью просит у Бога прощения. Либо он ставит себя на место человека, находящегося в трудном положении и сострадает ему самым естественным образом.
– Геронда, я веду себя непосредственно, так, как чувствую. Это хорошо?
– Смотри, когда в сердце есть чистая и всецелая любовь к Богу, тогда каждое самопроизвольное движение сердца чисто. Но когда в сердце нет чистой любви, тогда нужно непосредственность ограничивать, потому что тогда это самопроизвольное движение сердца исполнено мирских токсинов.
– Что мне сделать, чтобы ограничить свою непосредственность?
– Ты разве не водила машину? В машине есть тормоза? Ну, скажи мне теперь, человек… без тормозов, что нужно сделать?
– Нужно поставить в сердце тормоза.
– Да, ум должен тормозить сердце, потому что если сердце идет впереди ума, то работает вхолостую. Тебе Бог дал много ума и большое сердце, но ты не пользуешься умом с тем, чтобы тормозить сердце, и потому оно у тебя работает вхолостую. Прежде чем что-то сделать – подумай и так работай над сердцем, которое тебе дал Бог, просто и с любочестием.
«От лишения…»>3
– Геронда, апостол Павел говорит: Доброхотна бо дателя любит Бог (2 Кор. 9, 7). Я принуждаю себя, когда нужно что-то дать или сделать какое-нибудь доброе дело.
– Мы дети Божии, и наш долг делать добро, потому что Бог весь есть любовь. Помнишь вдову, которая приняла у себя пророка Илию(см.: 3 Цар. 17, 1–24)? Она была язычницей, но какую имела любовь! Когда пророк пришел и попросил у нее хлеба, она сказала: «У нас есть немного масла и муки, это мы съедим с моими детьми и умрем». Не сказала ему: «У нас ничего нет». И когда пророк, чтобы испытать ее произволение, сказал ей сделать хлеб сначала для него, а потом для себя и детей, то бедняга сразу согласилась. Если бы в ней не было любви, у нее стали бы рождаться разные помыслы. «Мало ему, – думала бы она, – что я ему сказала, что у нас мало масла и муки, он еще хочет, чтобы я сначала испекла хлеб для него!» Проявилось ее расположение, чтобы нам был добрый пример. Мы читаем Священное Писание, столько всего в нем находим, а на деле как применяем его?
Помню, как на Синае дети бедуинов