Размер шрифта
-
+

Как полюбить ближнего - стр. 21

Это, кстати, очень наглядно показал Александр Сергеевич Пушкин в литературном примере. Когда Онегин прибегает к уже вышедшей замуж Татьяне, она ему говорит:

Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.

Это пример, данный нам светским человеком, но который, видимо, прекрасно знал и Евангелие, и Библию – многие вещи знал. Почему он и создал такой литературный образ, как некий образец сочетания чувства и поведения. То есть речь здесь идет о том, что брак – это неприкосновенное, это святое.

Бывает, конечно, когда превращают жительство в браке в просто сожительство. Но это уже как раз то, о чем сказано: мерзость запустения, стояща на месте святе (Мф. 24, 15). То есть там, где должно быть святое и неприкосновенное, – там одна только плоть, одни только плотские вещи. Тогда уже брака, собственно, как такового почти и нет.

Святитель Иоанн Златоуст о браке пишет так, что прежде всего должно быть духовное единство, потом уже душевное.

И только как последняя ступень – плотское соединение, если на то есть обоюдное произволение.

Потому что бывали такие браки, когда люди на первых двух ступенях останавливались. И жили дальше ради Бога. Вчера только мы праздновали память праведного Иоанна Кронштадтского. Это как раз пример такой святой жизни – брака, который имел духовную основу, но все остальное было посвящено Богу. Поэтому и это возможно Богу. Ведь они же не расходились, а жили совместно, только в чистоте. Больше того, мы имеем пример Петра и Февронии – тоже брак святой жизни. И это было для остальных примером верности и чистоты.

Вот такие мысли возникают при чтении этого евангельского повествования. И жития святых, и примеры святых говорят, что Богу все возможно. А уж кто в какую меру может с помощью Божией – это дело каждого человека.

Это вопрос особенно сложный в наше время, когда люди уходят все дальше от истинного понимания смысла брачной жизни, когда брак перестал быть венчанным. Некоторое время держался гражданский брак, то есть хотя бы юридически узаконенный. Но теперь уже и от него отказываются. И нынешний «гражданский брак» – это очередной шаг по пути отступления. Уже никакой это и не брак, а просто сожительство, даже и юридически не оформляемое. И это – свидетельство того, что если не держаться за корни, за основание, то дальше все начинает разваливаться. У нас даже сейчас спрашивают иногда: «Ну, а прежний, гражданский – он все-таки брак?» Да, он все-таки брак. Но это опять же по жестосердию допускаемое. А должен быть христианский брак, как было от начала.

Страница 21