Как писать сценарии для кино по методу Проппа. Практическое пособие - стр. 9
5. Иная форма кражи.
Пропп оговаривает, что все формы кражи очень похожи и их можно было бы объединить, однако для удобства работы он описывает отдельно самые распространённые случаи.
6. Нанесение телесного повреждения.
Тут интересно, что в сказках (с точки зрения морфологии) это форма хищения. Сказочные враги спокойно могут похитить сердце героя и спрятать его в каком-то тайнике. Жертва должна отыскать похищенное и вернуть на место.
7. Внезапное исчезновение.
Тут, в отличие от похищения, враг себе ничего не забирает. Скажем, комедия «Мальчишник в Вегасе» (The Hangover, 2009) обходится без антагониста. Герои сами устраивают себе «недостачу», забывая, где оставили жениха.
8. Враг требует себе и забирает жертву.
Как правило, это следствие обманного договора.
9. Антагонист сам изгоняет кого-либо из дома.
В сказке «Три поросёнка» волк просто разрушает дома героев. Также весьма распространён мотив, когда мачеха избавляется от детей мужа, как, например, в сказке «Гензель и Гретель».
10. Вредитель может приказать третьему лицу изгнать кого-либо из дома. Например, бросить в море или оставить где-либо в пустынном месте.
11. Враг околдовывает жертву.
Пропп специально оговаривает, что антагонист часто вредит несколькими разными способами сразу. Например, как в сказке о спящей царевне. Царевна уколов палец, околдовывается и засыпает, что является формой исчезновения. Форма околдовывания редко встречается самостоятельно. Обычно магию применяют для каких-то конкретных целей, а не ради самого процесса. То же относится и к некоторым другим формам, которые Пропп называет сопроводительными.
12. Антагонист совершает подмену.
Это как раз одна из сопроводительных форм. Подмена тоже обычно существует как часть какого-то злого плана. Очень распространённые сказочные мотивы – подмена невесты или ребёнка.