Как не остаться одинокой. Чему сказочные истории учат женщин - стр. 10
Э. Берн, который подметил все эти недомолвки, предложил на время повествования представить себя марсианами, которые не понимают слов, но анализируют поступки.
Мама знает, что в лесу есть волк. Это достоверно известно, потому что она предупреждает дочь: «В лесу с волком не разговаривай». Очевидно сознавая опасность, которую представляет этот лесной житель, мама ведет себя так, будто лес – безопасное пространство для ребенка, и не предпринимает действий по ее защите. Напротив, она делает все, чтобы девочка встретилась с волком, – надевает на нее яркую (выделяющуюся на фоне зелени) красную шапочку, кладет в корзинку теплые, вкусно пахнущие пирожки (понятно, что в те времена о полиэтиленовых пакетах никто не слышал), горшочек масла – и отправляет дочь в чащу леса.
Читатель, как поступили бы вы, если бы у вас была маленькая дочка? Мне кажется, что вы надели бы на нее камуфляжную шапочку, штанишки и платьице под цвет зелени, плотно закрыли продукты, источающие запах, дали бы в руки семейное оружие для самозащиты и предложили бы ползти по-пластунски, избегая не только разговора, но и возможности встретиться с волком. Или, чтобы вообще не было хлопот, отправились бы к бабушке сами. Но мама Красной Шапочки поступила иначе – не так, как сделал бы любой разумный человек, просчитывающий последствия своих поступков. Обратите внимание: у мамы в этот момент нет срочных дел, мешающих ей сходить к бабушке. И ведь это ее собственная мама, логично было бы отправиться одной или вместе с дочерью навестить «больную бабушку».
Есть и еще один аспект. Большинству взрослых знакома типичная особенность детского восприятия: ребенок не слышит частицу «не» в высказывании взрослых. Точнее, он ее слышит просто как звук, однако не реагирует так, как хотели бы взрослые. Если бы он реагировал на нее, никогда бы не перебегал дорогу в неположенном месте; не ел то, что нельзя есть, и т. д. Но дети предпочитают делать именно так. На этом основаны детские сказки-страшилки.
Практически все взрослые пережили в собственном детстве ситуации, когда, сидя плотным кружком и дрожа от страха, внимали равномерному голосу: «Мама послала детей купить мыло. Но велела не покупать земляничное (или клубничное, цветочное – все равно какое, лишь бы имелся определенный запрет). Дети пришли в магазин и забыли о мамином наказе. Точнее, они о нем помнили, только забыли, какое мыло нужно купить. Поскольку мама упоминала земляничное, купили его. Пришли домой. А ночью из подполья…» Дальше в повествовании появляется зеленая рука, которая начинает всех убивать, или вдруг шторы душат всю семью. С подобным творчеством знакомо большинство людей, хотя бы на короткий срок попадавших в детский коллектив, стремительно приобщающий новичка к фольклору, в котором отражается данность – дети не воспринимают частицу «не».