Размер шрифта
-
+

Как изучать и преподавать философию - стр. 4

Поэтому становится ясно, что вся ответственность за систему преподавания философии лежит на совести философиоведов, которые могут и вовсе не быть философами, но обязаны быть учёными, то есть людьми с научным мышлением и мировоззрением. Сам процесс изучения философии как социального явления (ещё до написания учебников) тоже должен быть научным и на научной основе. Иначе что это за изучение?

Ну и, конечно, построение самих учебников и изложенный в них материал тоже должны быть научно обоснованы, то есть соответствовать, прежде всего целям и задачам самой философии, а не автора учебника. Утверждения и выводы в учебниках не должны противоречить научным методам и принципам, научным знаниям, т.е. учебники не должны превращаться в сборники сказок.

Поэтому, чтобы не бросать тень на всех философов, и не уточнять постоянно, что речь в данной работе идёт только о философах-теоретиках, -историках и особенно философах-преподавателях, все они далее будут называться общим термином «философиоведы», каковыми они по сути и являются.

Теперь понятно, что отношение к философии именно философиоведов непосредственно влияет на всю систему изучения и преподавания философии в вузах. А система эта сегодня, к сожалению, далека от научной. Отчасти уже ясно, что происходит это потому, что далеко не все философиоведы способны увидеть в философии науку.

Но остается другой, ещё более важный вопрос. Почему же они не способны увидеть науку в философии? Оказывается, что сама система познания и изучения философии не позволяет им это сделать. Давайте разберёмся, почему так происходит, какая система познания и преподавания философии сегодня существует, и какая должна существовать.

2. Подход к системе изучения и преподавания философии


Практически в любом учебнике философии можно прочитать о сравнении философии с религией, искусством и наукой. Как правило, сравнение идёт не в пользу последней. Это и понятно, потому что самого процесса сравнения как такового в научном понимании сегодня традиционно не происходит. Философию и религию в учебниках ставят в один ряд всего лишь на том основании, что обе являются «человеческой деятельностью и входят в общий ряд культурного духовного развития» человечества. Однако под таким соусом можно на один ряд с философией поставить что угодно, т.к. абсолютно всё, чем человек занимался, можно уместить в общий ряд культурного духовного развития. Но, что гораздо хуже, подобные ненаучные сравнения преподносятся как научные, в результате чего студенты начинают думать, что философия и религия – это нечто похожее. А это уже грубая ошибка и непонимание философии как таковой. Подобные примеры дают понять откуда происходит внутренняя (академическая) дискредитация философии и неправильное её преподавание.

Страница 4