Как избавиться от порчи и сглаза. Приметы, обереги, заговоры, обряды, молитвы - стр. 21
Заканчивая разговор о целительном значении богослужебных и других священных предметов, нельзя не упомянуть об одном религиозно-суеверном акте, совершение которого, по распространенному верованию, содействует скорому и благополучному окончанию родов. Речь идет об открытии Царских врат в церкви. Редко не вспомнят этот старинный обычай в критических ситуациях, бывает, и теперь еще мужчина кланяется и просит священника ускорить таким образом роды жены, и изредка он добивается успеха в своей просьбе[21]. Откликаясь на просьбы, священник, отворяя Царские врата[22] при пении «Помилуй нас, Господи, помилуй нас» или «Милосердия двери отверзи нам, Пресвятая Богородица», присоединяет к сему ектению[23] о здравии роженицы, а иногда служит молебен (Алатырский р-н Чувашии). Вера в могущественность этого средства, бесспорно, связана с суеверным представлением (магия подобия) о значении отмыкания во время родов замков, открывания дверей, ворот и окон, и лишь усилена святостью места действия, смысл же таков: как отворяются двери, так раскрываются и все «запоры и затворы роженицы».
Священники объясняют этот обычай одним апокрифическим преданием, рассказывающим, что при рождении Пресвятой Богородицы завеса, отделяющая святая святых от храма, сама собой открылась, отчего и роды были совершены без всяких мучений для Ее матери Анны.
Наиболее широким и общим распространением пользуется поминание больного на проскомидии (первая часть литургии) и во время заздравной обедни.
Магия простых предметов
Самые простые вещи в состоянии приобрести исцеляющую силу, если только освятить их в Великий, или Чистый, четверг[24]: соль, сало, зола, вода, мыло и так далее. В противоположность обыкновенным, все эти предметы получают название «четверговые» и в соответственных случаях пользуются исключительным применением. Например, освящение четверговой соли происходит так: «Каждая хозяйка считает долгом запасти этой соли в Великий четверг на целый год. Насыпав соли в сосуд, ставят его к образам и втыкают в него заж женную восковую свечу, молятся, кто как умеет, и к вечеру убирают. Такая четверговая соль является очень распространенным и наружным, и внутренним средством, ею растираются и дают пить в воде при многих болезнях»