Как читать и понимать музей. Философия музея - стр. 17
26. Bazin G. The Museum Age. – N. Y., 1967. – Р. 5.
27. Ibid.
28. Федоров Н. Ф. Вопрос о братстве… – С. 213.
29. Butler В. Return to Alexandria: An Ethnography of Cultural Heritage Revivalism and Museum Memory. – L.; N. Y.: Routledge, 2007. – Р. 49.
30. Калугина Т. П. Художественный музей как феномен культуры. – СПб.: Петрополис, 2008. – С. 52.
31. Butler В. Op. cit. – P. 28.
32. См.: Bazin G. Op. cit. – P. 7.
33. Groys В. The Role Of Museum When the National State Breaks Up // ICOM News. – 1995. – № 4/48.
34. Butler В. Op. cit. – Р. 50.
35. «…по Филострату, – отмечал Н. Ф. Федоров, – музей – египетская трапеза, к коей приглашаются знаменитые люди всей земли». См.: Федоров Н. Ф. Вопрос о братстве… – С. 213.
36. Свидетельство силлографа Тимона Флиутского, иронично называвшего Александрийский мусейон «корзинкой», где ученые кормятся, подобно птицам в клетке. См.: Фролов Э. Д. Парадоксы истории – парадоксы античности. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004.
37. Федоров Н. Ф. Вопрос о братстве… – С. 213.
38. Butler В. Op. cit. – Р. 36.
39. Ibid. – Р. 22.
40. Ibid. – Р. 37.
41. Федоров Н. Ф. Вопрос о братстве… – С. 376.
Очерк второй
Публичный музей
Между веком Разума и веком Прогресса
…Век, ценящий лишь полезное, собирает и хранит бесполезное.
Николай Федоров
Этьен де ла Гир (Etienne de La Hire), 1583–1643
Художественная коллекция Принца Владислава Васы. Дерево, масло. 1626
Идея публичного музея как открытой для всеобщего обозрения коллекции предметов, произведений искусства или образцов природного мира, назначение которой – служить целям науки и образования, оказалась связана с масштабными историческими событиями и общественными преобразованиями европейской жизни, произошедшими в XIX столетии. Однако в ее основе лежит мировоззрение предшествовавшего XVIII в., известного как век Разума или век Просвещения, названного впоследствии французским философом Мишелем Фуко (Michel Foucault, 1926–1984) «веком каталога» (1).
Стержень эпохи Просвещения составлял рационализм в значении «разумность». Для нее было характерно развитое умение собирать, классифицировать и описывать прежде всего объекты живой природы. Излюбленная тема научного внимания – растения; их сбор для составления коллекций и последующего изучения велся путешествующими европейцами по всему миру.
Именно естественнонаучный интерес составителя одного из таких гербариев (от лат. herba – трава, коллекция засушенных растений) и привел к учреждению первого, как это принято считать, публичного музея Европы – Британского музея (British Museum) в Лондоне. Речь идет о собрании врача и натуралиста сэра Ханса Слоана (