Как читать человека. Черты лица, жесты, позы, мимика - стр. 31
Природное косоглазие, совпадающее с неправильностью очертания глаз, указывает на странный и софистический ум, на притворство, хитрость, клеветничество, лживость, вероломство и злобу.
Если недостаток очертания относится только к бровям, то это искажение не особенно знаменательно, и оно указывает только на скачки воображения, на странные и несуразные выходки и наклонность к различным маниям.
Окончив этот краткий обзор, мы должны напомнить изучающему, что все эти признаки могут быть сильно увеличены, а также и ослаблены геометрическим типом индивидуума, а также его темпераментом и планетной системой и, кроме того, воспитанием. Каждый изучающий должен это строго помнить и уметь правильно комбинировать.
Затем мы перейдем к геометрическим типам, которые имеют громадное значение при определении характеристики человека.
Китайско-японская физиогномическая школа[6]
Физиогномика как искусство чтения лица сложилась на Востоке в глубокой древности. Родиной восточной физиогномики считается Древний Китай. На Западе это искусство получило распространение в Древней Греции, однако восточная физиогномика отличается от западной.
Китайские исторические анализы переполнены жизнеописаниями императоров, правителей, мудрецов. Деяния этих людей соотносились с особенностями их внешности, главным образом лица.
Каждому признаку на лице придавалось вполне конкретное значение. Так постепенно складывалось искусство чтения лица.
Признанными мастерами чтения лица на Востоке считались конфуцианские моралисты.
Система этики, которую они проповедовали, предполагала воспитание почтительности к родителям, благопристойности, преданности господину, верности властям и т. п. Наличие или отсутствие этих качеств конфуцианцы старались обнаружить на лицах.
С этой целью они настойчиво разрабатывали приемы чтения лица.
Со временем китайские физиогномисты подняли искусство чтения лица на известную высоту, создали специальные трактаты, которые распространились по разным странам Востока. Их завезли и в Японию. И хотя сегодня нельзя сказать, что в Японии повально увлекаются физиогномикой, влияние ее прослеживается и в живописи, производстве масок, театре, различных сферах общения.
Из всех черт, образующих лицо человека, древнекитайские физиономисты выделили пять важнейших для чтения лица. Это – брови, глаза, нос, рот и уши. В древних текстах их обозначают как Пять важнейших черт. Знаменательно, что через столько веков эти термины еще употребляются применительно к указанным чертам.
Каждая из них раскрывает что-нибудь в характере. Каждая также управляет какой-нибудь стороной судьбы. Для физиономиста главной проблемой является то, что эти черты имеют тенденцию перекрывать друг друга в том смысле, что между всеми чертами лица имеется взаимозависимость и для полного анализа необходим учет всех этих черт и связей.