Размер шрифта
-
+

Как бороться с греховными помыслами - стр. 28

Когда человек принимает прилог и начинает беседовать с ним, происходит соединение или, как говорят святые отцы, сочетание ума и помысла. Сочетание – это вторая стадия проникновения помысла в сознание человека. Преподобный Нил Сорский пишет, что «сочетание означает принятие прилога и добровольное размышление о нем»40.

Сочетание характерно тем, что человек сначала принимает бесовскую мысль и соглашается с ней, а затем позволяет пребывать ей в уме и даже беседует с ней. «Это святые отцы почитают уже не всегда безгрешным»41.

Насколько сочетание является грехом?

Одна из духовных дочерей спросила преподобного Паисия Афонского:

– Геронда, когда сочетание с помыслом является падением?

– Вот приходит помысл, и ты его немедленно прогоняешь. Это не падение. Но вот он приходит, и ты собеседуешь с ним. Это – падение. А может быть и так: вот он приходит, ты его ненадолго принимаешь, а потом изгоняешь. Это – половина падения, поскольку и в этом случае ты повредилась: ведь диавол осквернил твой ум. То есть в последнем случае ты все равно что говоришь пришедшему диаволу: «Добрый день, как поживаешь? Хорошо? Присаживайся, я тебя угощу. А?! Так ты диавол? Ну, тогда уходи!» Но раз ты видела, что это диавол, зачем было пускать его? А теперь ты его «угостила», и поэтому он придет вновь42.

Многое зависит от того, зачем человек сочетался умом с помыслом. Если для услаждения, то это греховно. Если же сочетался для того, чтобы противоречить бесовскому помыслу, победить его и с позором изгнать, то это не только не греховно, но полезно для духовного совершенствования.

Однако все ли христиане могут успешно противостоять помыслам? Нет, на это способны только немногие опытные и закаленные в духовной борьбе воины. Малоопытных бойцов бесы побеждают с легкостью, и результат для наивных воителей обычно бывает плачевным.

Святые отцы советуют обычным людям не беседовать с помыслами никоим образом. Не надо пытаться победить бесов и в мысленной дискуссии. Иначе демоны заманят в ловушку, опутают сетями и доведут до греха.

Некоторые думают, что в стадии сочетания можно бороться с греховным помыслом, взяв на вооружение смирение. Ведь бесы боятся его. Для человека малоопытного опасен и этот вариант. Нечистые духи с удовольствием вступают в любую беседу, лишь бы вовлечь человека в мысленную полемику. С гордецом, который решил отразить их помыслы, они с большим интересом побеседуют и о смирении.

Бесы любят играть в своеобразный пинг-понг. В нем они большие мастера, и человек никогда не переиграет их. Нечистые духи владеют полем, на котором разворачивается мысленная битва. На этом поле они устроили множество засад и построили лабиринты, из которых нет выхода. Не надо даже думать о победе над бесами. Наш проигрыш запрограммирован уже в самом начале мысленной перепалки.

Страница 28