Размер шрифта
-
+

Как бороться с греховными помыслами - стр. 11

Итог

1. Гордость – основная причина греховных мыслей. Перестань думать о своей значимости, живи в простоте, рассуждай о себе смиренно – и будешь наслаждаться сердечным миром.

2. Чревоугодие расслабляет ум и позволяет бесам внедрять в него нечистые помыслы. Будь умерен в пище – и избежишь многих неприятностей.

3. Мир наполнен соблазнами. Они окружают нас со всех сторон. Береги воображение от соблазнительных картин растленного мира. Только в этом случае ум сохранит чистоту.

4. Бесы стремятся подчинить нас своему влиянию, загружая ум помыслами о житейских нуждах. Поэтому имей только необходимые вещи и не обременяй душу излишними попечениями.

5. Чтобы житейские помыслы не отягощали ум, по совету аввы Исаии, «предай себя Богу, и Он успокоит тебя». Не пекись чрезмерно о жизненных потребностях, дай возможность Богу позаботиться о тебе.

Псевдоличность

Чем особенно вреден неуправляемый поток мыслей? Он мешает внутренне сосредоточиться и созидать духовный мир души.

Когда ум шумит, словно работающий вхолостую двигатель, человек перестает слышать Божественную тишину. Духовная тишина – естественное состояние ума и души, изначальное свойство человеческой природы.

Кружа в сознании, мысленный круговорот наполняет душу чуждыми образами, впечатлениями, чувствами и рассуждениями. Из них, как из пазлов, складывается псевдоличность, с которой человек отождествляет себя.

***

Многие люди склонны отождествлять свою личность с умом или с мыслительным процессом. Верно ли это? Конечно нет.

Мыслительный процесс – это деятельность ума. Сам же ум является составной частью человеческой души. Мысли, ум и душа не являются личностью человека. Личность – понятие более широкое, чем ум и даже душа человека.

Если мы желаем познать себя, увидеть свою подлинную личность и особенно образ Божий, запечатленный в нас, то нам необходимо прекратить отождествлять себя с умом и тем более с мыслительным процессом.

Сущность человека сосредоточена в духе. Он является сердцевиной человеческой природы. Именно дух несет в себе образ и подобие Божии, которые познаются только в глубокой внутренней сосредоточенности при полной тишине мысли.

***

Часто люди настолько отождествляют себя с деятельностью ума, что известное выражение Декарта: «Мыслю, следовательно, существую» – становится для них жизненным кредо. Такие люди не представляют себя как личность без процесса мышления. Для них мышление и есть их личность.

Подобное отношение к своей личности в корне неправильно и небезопасно для духовной жизни человека.

Почему?

Отождествление себя с умом приводит к неправильной духовной жизни. Человек пытается духовно совершенствоваться, но у него ничего не получается, он топчется на месте. Человек старается разобраться, в чем дело, но не может этого сделать. От этого он впадает в уныние, у него опускаются руки, он считает себя совершенно не способным к продвижению по пути спасения. Часто это происходит именно оттого, что человек отождествляет себя со своим умом. А ум находится в падшем состоянии.

Страница 11