Каббала для начинающих - стр. 24
Объясняя природу Вселенной, Зоар подчеркивает не только полярность существования (например, время и отсутствие времени, движение и покой), но также роль человека как причину всех явлений. Здесь мы находим истинного ученого – самого человека, который является важным звеном в цепочке открытий, тянущейся от потенциала знания во Вселенной до его проявления на земле. В этом смысле ученый – это такая же часть Вселенной, как и его открытие, и, кроме того, он же является частью своего открытия, поскольку служит каналом для передачи знания, которое приводит его к открытию. Следовательно, нельзя пренебрегать духом ученого – искателя мудрости, а следует принять в расчет этот дополнительный фактор при теоретическом описании разнообразных физических явлений. Это создает больше сложностей на нашем пути к неизведанному. Вопрос остается открытым: можно ли достичь конечной цели – познания абсолютной истины? И если да, то каким образом?
Мы сажаем в землю семя яблони, доверяя закону «что посеешь, то и пожнешь» и веря в то, что в свое время яблоня даст плоды. Нечто подобное происходит и в метафизическом мире, где существует тонкая взаимосвязь между причиной и следствием, но проследить за ней с помощью известных нам способов физического мира мы не можем. Каббала учит, как работает механизм этого невидимого мира с помощью мицвот, законов, речений, запретов, иносказаний и притч Торы. Результат поступков человека – последствия его побуждений – выражается в аллегорической форме либо в виде награды, либо в виде наказания. Каббала открывает мистический смысл таких библейских понятий, как «воздаяние», «раскаяние» и «страдание». Назначение этого знания коренным образом отличается от функции знания, предлагаемого наукой, – оно позволяет увидеть пути, по которым все творческие процессы проистекают от Творца – невидимого нами Источника Творения. В физическом мире ученым иногда может открываться взаимодействие этих неизвестных элементов, но их сущность, создающая это взаимодействие, скрыта от восприятия пяти органов чувств. Набор формул и уравнений может помочь ученому описать это взаимодействие, которое является следствием, но скрытую причину той или иной реакции научные инструменты никогда не смогут раскрыть.
Эту роль берет на себя каббала, особенно в свете научного прогресса в наши дни, она является мостом, соединяющим «как?» физического мира с «почему?» духовного мира.
Язык каббалы – это язык человечества: он позволяет любому проникнуть в глубины мудрости в меру своих способностей. Поколению, которое стало свидетелем бесчисленных открытий во всех областях науки, мудрость каббалы больше не может казаться чем-то далеким и недосягаемым. Напротив, наиболее важные части каббалистического учения становятся насущными для большего числа людей, которые хотят лучше понять мир, в котором живут. И здесь мы находим еще одно различие между наукой и каббалой, которое объясняет, почему так много людей считают каббалу гораздо более сложной и недоступной, чем наука. Когда мы видим два объекта или два события, между которыми, на наш взгляд, нет никакой связи, мы говорим, что они не связаны друг с другом, и то, что они находятся вместе или происходят в одно время, – это всего лишь случайность. Но корень слова «случайный» имеет совсем противоположную коннотацию. «Случай» – это то, что «случилось», то есть произошло одновременно с другим событием. Каббала учит, что два события, которые произошли одновременно в любом измерении (времени, пространстве, мысли и т. д.), на самом деле связаны друг с другом. Откуда появилось такое различие в толковании между наукой и каббалой? Дело в том, что, как бы глубоко наука ни проникала в мир разума, она все еще оперирует внешними явлениями. Мир ученого – это проявленная Вселенная, где основы структуры имеют второстепенное значение. Ученый изучает и предоставляет отчет о работе внешней оболочки, тогда как каббалист обнаруживает схожесть («случайность») одного мира с другим, – он находит и усиливает связи между внешним миром и миром сути.