К Стагирию подвижнику, одержимому демоном, или О том, как преодолевать уныние и скорбь - стр. 4
3. Как же мы узнаем, что и последнее сделано для пользы человека? Узнаем, если размыслим, чему подвергся бы он, если бы этого не было. Чему же он подвергся бы? Если бы человек после обещания диавола сделать его по преступлении заповеди равным Богу остался в той же чести, то впал бы в три крайние бедствия. Во-первых, стал бы считать Бога недоброжелательным, обольстителем и лжецом; во-вторых, действительного обольстителя, отца лжи и злобы, – благодетелем и другом; и кроме того, продолжал бы впредь грешить бесконечно. Но Бог избавил его от всего этого, изгнав тогда из рая. Так и врач если не трогает раны, то дает ей более загноиться; если же вырезывает, то останавливает дальнейшее распространение гнилости язвы. «Что же из этого?» – скажет кто-нибудь. Бог не остановился на этом, но еще наложил на человека подвиги и труды, потому что ничто так не малоспособно пользоваться покоем, как человеческая природа. Если уже и теперь, когда лежат на нас такие труды, мы грешим непрестанно, то на что не дерзнули бы, если бы Бог оставил нас при удовольствиях еще и в бездействии? Праздность, – говорит Писание, – научила многому худому (Сир. 33, 28). Это изречение подтверждают как ежедневные события, так и случившееся с нашими предками. И сел народ, – говорит Писание, – есть и пить, а после встал играть (Исх. 32, 6). И еще: разжирел, утучнел и отолстел возлюбленный (Втор. 32, 15). Согласно с этим говорит и блаженный Давид: Когда Он умерщвлял их, они искали Его и скоро обращались к Богу (Пс. 77, 34). И к Иерусалиму Бог говорит чрез Иеремию: Вразумись, Иеру са лим, чтобы душа Моя не удалилась от тебя (Иер. 6, 8). А что не только злым, но и доб рым людям спасительно подвергаться уничижению и страданию, об этом пророк еще говорит так: Благо мне, Господи, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим (Пс. 118, 71). После него и Иере мия говорит то же самое, хотя не теми же словами: благо человеку, когда он несет иго в юности своей; сидит уединенно и молчит (Плач. 3, 27–28); и о себе самом молит Бога так: не будь мне во отчуждение и сжалься надо мной в день лютый (Иер. 17, 17). И блаженный Павел, который столько просиял благодатью и превзошел человеческую природу, имел, тем не менее, нужду в этом благотворном средстве; посему и говорил: дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но [Господь] сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12, 7–9). Хотя Евангельская проповедь могла быть совершена и без гонений, без скорбей, без трудов и подвигов, однако Христос не восхотел этого, промышляя о проповедниках. Поэтому и сказал им: