Размер шрифта
-
+

К Стагирию подвижнику, одержимому демоном, или О том, как преодолевать уныние и скорбь - стр. 15

(Сир. 2, 1–2). И несколько ниже: ибо золото испытывается в огне, а люди, угодные Богу, – в горниле уничижения (Сир. 2, 5). И еще в другом месте говорится: Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его (Притч. 3, 11). Кто ввергает золото в пещь, тот знает, сколько времени следует ему находиться в огне и когда должно оно быть вынуто; посему мудрец и говорит: и не смущайся во время посещения, а Соломон, научая тому же самому, сказал: не тяготись обличением Его. Скорбь – великое дело, великое для того, чтобы человек стал доблестным и научился добродетели терпения. А что, скажет кто-нибудь, если она своею чрезмерностью поколеблет и преодолеет (человека)? Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести (1 Кор. 10, 13). Если наказание бывает от любви, а оставление без наказания от ненависти (ср. Евр. 12, 7–8), то невозможно, чтобы один и тот же вместе и любил, и ненавидел одного и того же, наказывал и вместе оставлял его без внимания. Почему же, скажет кто-нибудь, многие пали? Потому что сами отпали от Бога, а не Им были оставлены. Ибо вот, – говорит Писание, – удаляющие себя от Тебя погибнут (Пс. 72, 27). А отдаляются они тем, что не переносят вразумлений Божиих, но гневаются и негодуют на них. Как если дурные дети, будучи посланы своими отцами к учителям, стараясь избегнуть тамошних трудов и малых наказаний, совсем убегают от родителей, то не получают от этого никакой пользы, а подвергаются гораздо большим неприятностям, оказываясь в необходимости терпеть на чужбине и голод, и бесприютность, и болезни, и бесчестие, и рабство, так то же бывает и с теми, которые не переносят с благодарностью внушения Божия, а негодуют на Него: они не только не получают от этого никакой пользы, но подвергают себя еще крайним бедствиям. Посему нам и заповедано терпеть и укреплять сердце свое (ср. Пс. 26, 14).

Но ты подвергся страданиям гораздо тягчайшим? Так и воспитатели детей не всем назначают равные и одинаковые упражнения, но слабым слабые, а сильным дают таких же сильных противников; потому что у кого противник окажется слабее его самого, тот не будет иметь надлежащего упражнения, хотя бы стал бороться с ним целый день. Почему же, скажет кто-нибудь, не всем, посвятившим себя одинаковой жизни, Бог определил нести одинаковые труды? Потому что у Бога не один вид упражнений и люди не все имеют нужду в одном и том же, хотя бы они были в одинаковых обстоятельствах, подобно тому как многие больные, страдающие одинаковыми болезнями, имеют нужду не в одних и тех же лекарствах, но одни – в одних, другие – в других. Посему и способы страданий различны и разнообразны: один искушается продолжительной болезнью, другой – крайней бедностью, иной – обидами и оскорблениями, а иной – тем, что постоянно и непрерывно видит смерть своих детей и родственников, тот всеобщим презрением и отвращением, а этот – обвинением в том, чего он и не знает за собою, и навлеченным на него бременем бесславия, иной иным способом, так что всего в точности и перечислить невозможно. Каждое из этих страданий в сравнении с твоим несчастием тебе кажется легким и ничтожным, но если бы ты сам испытал их, то узнал бы, что твое несчастие, на которое теперь сетуешь, гораздо сноснее их. Впрочем, если некоторые и меньше нас наказываются, мы не должны соблазняться этим, потому что увеличение трудов служит к увеличению наград и бывает твердым оплотом против вольных или невольных нападений: оно обуздывает гордость, прогоняет беспечность, делает нас более благоразумными и благочестивыми. Вообще, если кто захочет перечислить все, то найдет много пользы от искушений, и никто из тех, о ком много печется Бог, не бывает без печали, хотя нам это и не так представляется.

Страница 15