Изъяснение Божественной Литургии, обрядов и священных одежд - стр. 8
10
О том, что говорится при приношении Даров после воспоминания [Господа]; также о том, что это приношение есть вместе и благодарственное, и просительное
Между тем священник все еще совершает приношение: отделяя часть от каждого принесенного хлеба, он обращает ее в священный дар. Но говорит [он] и делает уже не то, что сначала, чем знаменовалась смерть Господня, – то, хотя бывает сказано и однажды, относится ко всему священнодействию, ибо все вообще приношение даров совершается в воспоминание Господа и в нем постоянно возвещается смерть Господня. Так что же говорится далее? Во славу Пресвятой Божией Матери, в честь того или другого святого, в оставление грехов душ живых или умерших. Что же это значит? То, что побуждением, по которому приносятся дары, служит благодарность Богу и прошение. Ибо таков уже порядок вещей, что никакой дар не дается без цели: идет ли речь о том, чтобы благоугодить [дарами] Богу или чтобы почтить дарами кого-нибудь из людей, но всегда ради какого-нибудь блага, или полученного, или еще ожидаемого. Мы приносим дары или в благодарность благодетелю за то, что получили, или ищем через них милости у того, кто может для нас что-нибудь сделать, чтобы получить то, чего еще не было. А эти дары приносятся и по той, и по другой причине: и за то, что мы получили, и для того, чтобы получить. Мы благодарим Бога и просим Его: благодарим за то, что для нас сделано, просим, чтобы получить блага, так что одни и те же дары суть и благодарственные, и умилостивительные. Что же это за блага, которые нам уже даны, и каких еще мы ищем? Те и другие совершенно одно и то же – оставление грехов и наследие Царствия. Вот чего мы должны прежде всего просить себе и по Его заповеди, что уже и получила Церковь, о чем она и просит. Как же теперь нужно понимать то, что Церковь получила эти блага, и как понимать то, что она их еще не получила и, чтобы получить, молит об этом Бога? Получила она их, во-первых, в том смысле, что ей дано право на эти блага, ибо она приняла ту власть, чтобы нам быть чадами Божиими (Ин. 1, 12), и это общий для всех христиан дар, преподанный нам через смерть Спасителя; в этом-то и заключается сила божественного Крещения, равно как и прочих Таинств, посредством которых мы становимся присными Богу и делаемся наследниками Царства Небесного. Но затем еще она наследовала и самое это Царство, и наследовала самим делом – в лице бесчисленных своих членов, которых она предпослала на небо, как на новое место жительства, которых блаженный Павел называет Церковью первородных, на небесах написанных (см. Евр. 12, 23). В этом смысле Церковь получила уже великие блага. Но она еще не получила этого Царства в лице тех своих чад, которые еще только стремятся на состязание или, говоря проще, которые находятся еще в этой жизни и конец которых неизвестен, а также тех, которые отошли [от этой жизни] не с совершенно отрадными и несомненными надеждами. По этой причине она воспоминает смерть Господню, вспоминает и святых, отшедших [от этой жизни], но воспоминает также и еще не достигших совершенства: за тех она благодарит, а за этих ходатайствует. Таким образом, первая часть приношения (равно как и вторая) есть благодарственная, а следующая