Избранные жития святых. Зима: Декабрь. Январь. Февраль - стр. 38
Преподобный Трифон Кольский
Дорога для нас намять тех святых тружеников, которые при помощи Божией просветили край наш светом истинной веры. Из таковых был преподобный Трифон Кольский, или Печенгский, подвизавшийся в XVI веке на Крайнем Севере России.
Сын священника Новгородского края, молодой Митрофан (таково было имя Трифона до монашества) горел любовью к Богу и желал посвятить всю жизнь служению Богу. Он помышлял в особенности о пустынножительстве; но однажды, молясь в пустынном месте, он услышал голос, говоривший ему: «Не здесь твое место, тебя ждет земля необитаемая, жаждущая». Он понял, что ему надо служить Богу благовествованием, и отправился на север, на реку Печенгу, к диким лопарям.
Край этот издавна принадлежал к владениям новгородским и с конца XV века перешел под державу великого князя всея Руси, но до тех пор почти ничего не было сделано для распространения там веры христианской. Русские только наезжали туда для рыбных и звериных промыслов и построили часовню в Коле; но туземцы, кочевавшие по реке Печенге и в северных тундрах, не имели понятия о Боге истинном. Они поклонялись камням, обожали разных зверей и гадов и были совершенно под властью своих жрецов кебунов. Митрофан начал с ними торговлю и, сблизившись с ними, стал говорить им о Боге истинном, Творце вселенной и Отце всех верующих. Многие уверовали, но тогда кебуны со злобой восстали против проповедника, боясь потерять все выгоды свои и власть свою над народом. Они бранили, били его, часто грозили ему смертью, даже пытались умертвить его, но Господь хранил верного служителя Своего. Митрофан с кротостью переносил оскорбления, по временам удалялся в горы или посещал дальние кочевья лопарей, оглашая их словом спасения, потом опять возвращался. Многие полюбили его, и, когда одни под влиянием кебунов грозили ему смертью, другие защищали его, говоря: «Он ни в чем не виноват перед нами; он желает нам добра, за что же убивать его?»
Так прошло лет пять; Митрофан хорошо ознакомился с наречием дикарей, и благовествование его шло все успешнее. Бог послал ему и ревностного помощника. Он встретился с иноком Феодоритом, который уже провел пятнадцать лет в обители Соловецкой, изучил язык лопарей и для успешной проповеди между ними перевел несколько молитв. Теперь ревностные благовестники стали трудиться вместе. Большое число лопарей уверовало, и тогда Митрофан отправился в Новгород, чтобы испросить у владыки Макария грамоту и благословение на сооружение церкви. Получив желаемое, он привел плотников и сам трудился с ними; потом отправился в Колу за иеромонахом, который освятил храм Благовещения, окрестил уверовавших и постриг Митрофана в монашество под именем Трифон.