Избранные жития святых. Январь–декабрь - стр. 10
После смерти Евсевия (370 г.) святой Василий был возведен на кесарийскую кафедру и почти все время архипастырского служения провел в напряженной борьбе с арианами, которые имели большую силу при императоре Констанции и еще более при императоре Валенте. (Ариане отвергали Божественную природу Господа Иисуса Христа.) Святой Василий в борьбе с арианами был продолжателем дела Афанасия Великого и, подобно ему, возвышался над всеми, как несокрушимый столп Православия. Императору Валенту внушали, что, если уступит Василий, арианство окончательно восторжествует. Валент посылает в Кесарию префекта Модеста, известного жестокостью в преследовании православных. Крайне высокомерный, Модест призвал к себе святителя Василия и сначала соблазнял его разными обещаниями милостей царских, если он войдет в общение с епископами, склонившимися к арианству; затем, видя его непреклонную твердость, стал грозить ему лишением имущества, ссылкой, смертью. Святитель Василий мужественно отвечал ему: «Изгнания я не боюсь, потому что вся земля Господня; отнять имущества нельзя у того, кто ничего не имеет; смерть для меня благодеяние: она соединит меня со Христом, для Которого я живу и тружусь». Величие святителя поразило префекта. «Доселе никто не говорил так со мною», – сказал он. «Вероятно, тебе не случалось говорить с епископом», – скромно ответил святой Василий.
После этого сам император прибыл в Кесарию и в праздник Богоявления пришел в храм, где совершал богослужение святой Василий. Благоговейное служение святителя и множество умиленно молившегося народа поразило Валента. Тем не менее употреблены были со стороны его все меры, чтобы склонить Василия хотя на некоторые уступки арианству. Встретив решительный отказ, император осудил Василия на изгнание, но внезапная болезнь сына побудила Валента отменить этот приговор и просить молитв у святителя. Тогда ариане настояли, чтобы «по крайней мере, была уменьшена область архиепископа Василия». Ее разделили на две части, и один из бывших прежде в подчинении у Василия епископов стал его соперником и врагом.
Чтобы предохранить свою епархию от арианских козней, святой Василий учредил особую епископию в городе Сасиме, и для этой кафедры, столь важной в борьбе с арианством, предназначил своего друга Григория, которого рукоположил в епископы незадолго до этого. Однако святой Григорий отказался от занятия столь тревожного места, не отвечавшего его духовному настроению.
Кроме самоотверженной защиты Православия против ариан, архиепископ Василий оказал и другие великие услуги Церкви: вся жизнь его и особенно девять лет его архиепископского служения были исполнены непрестанными трудами. Многочисленные письма его показывают, как он болел душой о смятениях, бывших в Церкви, и как заботился о водворении мира в епископской среде. Устроенные им, отчасти на свои, наследованные от родителей, средства, отчасти на пособия других лиц, расположенных им к благотворению, приюты для больных и бедных были так обширны, что в своей совокупности представляли как бы целый город. Во время голода жители Кесарии нашли в нем щедрого благотворителя. Он был основателем славных монашеских обителей и составил правила для жизни и поведения иноков, которыми руководятся они и доныне. Заботясь о единообразии и порядке священнослужения, святой Василий изложил чин апостольской литургии, известной под его именем. Эта литургия совершается по воскресеньям Великим постом и в некоторые другие дни. Им же составлены многие молитвы, употребляемые в Церкви, также и читаемые с коленопреклонением после литургии в день Пресвятой Троицы.