Размер шрифта
-
+

Избранные жития святых. Январь–декабрь - стр. 1

1


По благословению

Архиепископа Брюссельского и Бельгийского

СИМОНА


Смысл Православного почитания святых

Во время таинства Крещения человеку дается имя в честь какого-либо святого, который с этого времени становится его небесным покровителем. Каждому православному христианину следует знать «житие» – жизнь своего небесного покровителя – и молитвенно обращаться к нему за помощью и руководством. Наши благочестивые предки старались отметить день памяти своего святого – «день Ангела» – причащением Святых Таин и праздновали этот день более торжественно, чем день своего рождения.

В чем смысл православного почитания святых угодников Божиих? Знают ли святые на Небе о наших нуждах и трудностях и интересуются ли они нами? Слышат ли они наши молитвы к ним и стараются ли нам помочь? Следует ли вообще обращаться к святым за помощью, или достаточно молиться только Господу Богу? Сектанты, утратив апостольскую традицию, не понимают сущности и назначения Церкви Христовой и поэтому отрицают надобность молитв к святым на Небе. Мы кратко изложим здесь Православное учение об этом.

Православное почитание святых угодников Божиих вытекает из убеждения, что все мы, спасающиеся и уже спасенные, живые и умершие, составляем единую Божию семью. Церковь – это великое общество, охватывающее видимый и невидимый мир. Она построена на принципе любви, в Церкви каждый должен заботиться не только о себе, но и о благе и спасении других людей. Святые – это те люди, которые при своей жизни более других проявляли любовь к ближним.

Мы, православные, верим, что когда праведный человек умирает, он не порывает своей связи с Церковью, но переходит в ее высшую, небесную область, называемую Церковью торжествующей. Попав в духовный мир, душа праведного человека не перестает думать, желать, чувствовать, но, напротив, эти ее свойства раскрываются здесь еще полнее и совершеннее.

Современные инославные христиане, утратив живую связь с Небесно-земной Церковью, имеют самые смутные и противоречивые мнения относительно загробной жизни. Некоторые из них думают, что после смерти душа человека засыпает и прекращает всякую деятельность; другие – что душа человека, если и продолжает свою деятельность после смерти, то больше не интересуется миром, который покинула. Иные – что святым принципиально не следует молиться, потому что христианину достаточно обращаться с молитвой к Богу.

Каково же учение Священного Писания относительно праведников, покинувших земной мир, и силы их молитв? В апостольское время Церковь воспринималась как единая Небесно-земная духовная семья. Апостол Павел писал новообращенным христианам: «…вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» (Евр. 12, 22–23). Иными словами, вы, став христианами, влились в великую семью и вошли в тесное общение с Небесным миром и праведниками, там находящимися.

На создании живого общения Небесно-земной Церкви и на вере в силу молитвы основана древняя практика обращаться за помощью к святым мученикам и угодникам Божиим. Святые не заслоняют собой Бога и не ослабляют надобности обращаться к Нему, как к Небесному Отцу. Ведь и старшие братья дружной семьи не уменьшают авторитета своих родителей, когда заботятся о своих младших братьях и помогают им. А разве родители не радуются, когда видят своих детей заботящихся друг о друге? Так и Небесный Отец радуется, когда святые молятся о нас и стараются нам помочь. Святых угодников Божиих следует считать нашими старшими братьями. Они совершеннее нас и ближе к Богу по причине своей праведности.

Мы знаем, что не всех, но именно самых усердных и благочестивых людей Бог еще при их жизни называл Своими друзьями и прославлял их дарами Духа Святого и чудесами. Так, Христос сказал апостолам на Тайной Вечери: «Вы друзья Мои!.. (Ин. 15, 14), «…кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф. 12, 50). Священная история приводит множество примеров духовной близости, «дерзновения», святых к Богу. Так, например, Авраам просил Бога помиловать жителей Содома и Гоморры, и Бог готов был исполнить его просьбу, если бы там нашлось хотя бы десять праведников. В другой раз Бог отвратил свое наказание от Авимелеха, царя Герарского, по молитвам Авраама (Быт. 18, Быт. 20). Библия повествует, что Бог беседовал с пророком Моисеем лицом к лицу, «как человек беседует с другом своим». Когда Мариам, сестра Моисея, согрешила и была наказана проказой, Моисей вымолил ей прощение у Господа (Исх. 33, 11; Чис. 12). Можно привести и другие подобные примеры об особенной силе молитв угодников Божиих.

Страница 1