Размер шрифта
-
+

Избранные жития святых. Весна: Март. Апрель. Май - стр. 27

которые оба увенчались мученической кончиной за православную веру.

Во время святительства Софрония, в 636 году, Иерусалим был взят мусульманами. Полководец калифа Омара осадил город, четыре месяца жители оборонялись мужественно; святой патриарх одушевлял и ободрял их. Но когда он наконец убедился, что нельзя далее устоять против превосходных сил неприятеля, тогда предложил Омару условия сдачи. Омар прибыл сам и вошел в город на условиях, заключенных с патриархом Софронием, обещая не разорять христианских церквей и не угнетать христиан. На месте, где стоял храм Соломона, Омар выстроил мечеть, известную и ныне под именем «Омаровой мечети». Он до конца жизни оказывал уважение святителю, преставившемуся в 644 году.

Святой Софроний оставил несколько поучительных слов, «Объяснение на литургию», житие святой Марии Египетской, сказание о чудесах святых Кира и Иоанна, много церковных песней и соборное послание, которое на Вселенском соборе, созванном против монофелитов, было признано за учение, вполне согласное с учением святых апостолов.

Страдания священномученика Пиония, пресвитера Смирнского

в тот же день


Святой апостол Павел повелевает нам почитать память святых. «Поминайте, – говорит он, – наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13: 7). Следуя этому наставлению, древние христиане имели обычай описывать житие и кончину святых мужей, положивших жизнь за веру Христову. Эти повествования служили назидательным примером прочим христианам. Так, жизнь и страдания святого Поликарпа, епископа Смирнского, были описаны святым Пионием, пресвитером Смирнской Церкви; и, в свою очередь, святой Пионий явил собой пример непоколебимой веры и твердости духа. Подобно Поликарпу, и он жил свято и принял мученическую кончину, оставив также по себе благоговейную память своим преемникам.

«Почитайте память Пиония, – говорит автор его жития, – ибо он отвратил многих от прелести бесовской и привел к Богу. Он был мужем апостольским, и, увенчавшись мученичеством, он оставил нам образ своих добродетелей, да и поныне воспоминаем учение его».

Уже более восьмидесяти лет прошло с тех пор, как святой Поликарп[5] преследуемый злобой смирнских иудеев, скончался мученической смертью. Иудеи и язычники с той же ненавистью продолжали смотреть на христианскую веру, и, когда при императоре Декии в 249 году началось жестокое гонение, они усердно отыскивали христиан, чтобы склонить их к отречению или предать суду. Несколько христиан, устрашившись мучений, согласились принести жертву богам языческим к великой скорби единоверцев своих, да и сами язычники презирали их за малодушие. В то время жил в Смирне пресвитер Пионий, который был уважаем всеми за добродетели. Он продолжал безбоязненно проповедовать слово Божие, с твердостью ожидая участи своей. Ему было возвещено, что он будет взят на суд в самый день памяти священномученика Поликарпа, вместе с христианином Асклипиадом и христианкой Савиной, бывшей рабой в одном языческом доме. Эта весть нисколько не испугала христиан; они заранее надели себе на шею веревки, чтобы тем доказать язычникам свое непоколебимое намерение – не отрекаться от веры своей, но идти в темницу и на смерть за имя Христа Спасителя. Почтив молитвой память священномученика Поликарпа, они спокойно беседовали в доме Пиония, когда один из главных служителей языческого храма, по имени Полемон, пришел за ними с воинами.

Страница 27