Избранные жития святых. Лето: Июнь. Июль. Август - стр. 46
Другой раз Господь спросил у учеников Своих, за кого почитают Его в народе, они отвечали: «Иные за Иоанна
Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию или за кого-нибудь из пророков». – «А вы за кого меня почитаете?» – спросил Господь Иисус. Симон Петр отвечал: «Ты Христос, Сын Бога живого». Тогда Господь сказал ему в ответ: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе то, но Отец Мой, сущий на небесах. Скажу и Я тебе: ты еси Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ее, и дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16:15–19).
Слова эти были впоследствии ложно истолкованы латинянами; они признают апостола Петра главой и основанием христианской Церкви и полагают, что ему была дана власть над прочими апостолами. Предание западное говорит, что Петр был впоследствии епископом в Риме, и латиняне полагают, что преемники Петра на Римском престоле, папы, наследовали и данную ему власть; потому они считают папу главой Церкви, признают его непогрешимым и имеющим власть изменять даже догматы ее. Но это совершенно противно учению Христа и апостолов, ибо главой Церкви может быть только Христос, а никак не человек, подверженный, как все, заблуждениям и прегрешениям. Господь часто говорил ученикам Своим, что нет между ними ни большего, ни меньшего, что тот и велик, кто смирится, как дитя, что они все братья и не должны искать величия земного. «Князи господствуют над народами, и вельможи властвуют над ними, – говорил Господь, – но между вами не должно быть так, а кто хочет быть большим, тот будет вам слуга, и кто хочет быть первым, будь всем раб; ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы служить и дать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10:42–45). Словами «что разрешите на земле, будет разрешено на небесах» (Мф. 18: 18), повторенными всем апостолам, Господь дал апостолам власть отпускать кающимся грехи во имя Его. Эту власть мы признаем за священниками, которые в таинстве покаяния отпускают нам грехи от имени Господня. А что касается до слов Христовых Петру «на сем камне создам Я Церковь Мою» и проч., то здесь разумеется камень истинной веры в Божество Христово, исповеданное Петром.
Как мы сказали, апостолы не сразу поняли смысл пришествия Спасителя, и они глубоко скорбели и недоумевали, когда Он говорил им о близких страданиях Своих. Однажды Петр начал противоречить Господу; но Господь строго укорил его, говоря, что он помышляет не о том, что Божие, но о том, что человеческое.