Размер шрифта
-
+

Избранные жития святых. Лето: Июнь. Июль. Август - стр. 27

В это время княжил в России великий князь Василий Васильевич, впоследствии прозванный Темным. Митрополит Фотий скончался, и около шести лет после его кончины не назначали ему преемника по причине смут. Наконец великий князь созвал в Москву епископов, и они единодушно избрали Иону, епископа Рязанского и Муромского, как самого достойного, по добродетелям своим, быть митрополитом.

Иона был родом из Галича Костромского и в двенадцать лет принял постриг в одном монастыре галичском, а потом поступил в Симонов монастырь. Митрополит Фотий, посетив однажды этот монастырь, увидел там Иону и, пораженный кротостью и величавым спокойствием лица молодого инока, предсказал, что он будет великим святителем в земле Русской. Вскоре после этого Иона был назначен епископом Рязанским и Муромским, а в 1437 году избран в митрополиты.

Избрание должно было быть подтверждено в Константинополе. Иона отправился в Царьград; но там объявили ему, что патриарх уже назначил митрополитом грека Исидора, и Иона возвратился в свою Рязанскую епархию, получив, впрочем, обещание, что, когда снова освободится престол святительский, назначат его.

Исидор, ставший митрополитом Российским, был человеком умным и хитрым. Незадолго до посвящения своего он был в Италии и там снискал себе расположение и доверие папы Евгения IV, который в это время созывал собор в Италии для рассмотрения тех догматов, с которыми не была согласна Восточная Церковь. Папа очень желал соединения Церквей и обещал помощь императору греческому против турок, если он склонит греческое духовенство на уступки. Император, патриарх, великое число духовных лиц и сановников отправились в Италию на папских судах, а Исидор с грамотами от царя и патриарха прибыл в Москву.

Великий князь встретил его с почетом, но очень удивился, когда новый митрополит объявил о своем намерении ехать на собор в Италию, чтобы хлопотать о соединении Церквей. Великий князь сказал ему: «Отцы и деды наши не хотели слышать о соединении законов греческого и римского. Я не удерживаю тебя, но помни чистоту веры нашей и принеси ее с собой, чужого учения нам не приноси: мы не примем».

Исидор клялся, что не изменит православной вере, и поехал в Италию через четыре месяца после прибытия своего в Москву.

Собор, созванный сперва в Ферраре и перенесенный потом во Флоренцию, продолжался более года. После долгих споров император греческий Иоанн Палеолог и часть духовенства, прельщенные обещаниями папы, согласились на соединение и признали догматы Латинской Церкви. Исидор выказал полную готовность на все уступки и укорял в упрямстве тех епископов, которые не хотели изменить православию и стояли твердо за веру свою, несмотря на убеждения и угрозы. Между последними был Марк, митрополит Ефесский, представлявший на соборе Антиохийского и Иерусалимского патриархов. Он не согласился подписать статьи, предложенные папой. Папа уже торжествовал великолепной обедней соединение Церквей, но когда он узнал, что Марк не поставил свою подпись, то воскликнул с гневом: «Так мы ничего не сделали!»

Страница 27