Размер шрифта
-
+

Избранные жития святых. Лето: Июнь. Июль. Август - стр. 10

Память святого Феодора, епископа Ростовского

8 июня

Святой Феодор был посвящен в епископа Ростова еще при Владимире Святом. Но Ростов, как Муром и некоторые другие местности, был заселен чудскими племенами, которые неохотно слушали проповедников новой веры. Феодор там трудился тщетно и принужден был удалиться в поселение, которое сделалось потом городом Суздалем. Тщетны были старания и благочестивого князя Бориса, с которым епископ Феодор пытался возвратиться к пастве своей. Построен был в Ростове деревянный соборный храм в честь Богоматери, но вера не принималась, и Феодор вторично удалился и кончил жизнь в Суздале, где его похоронили и где глубоко чтится его память. Там крестились многие, вопреки усилиям волхвов. Полагают, что Феодор скончался около 1023 года.

Житие святого Кирилла, архиепископа Александрийского

9 июня


Святой Кирилл известен в истории христианской Церкви как благочестием и ученостью, так и твердостью, с которой защищал догматы православной веры против лжеучителя Нестория. Он родился в Александрии во второй половине IV столетия и жил довольно долго в пустыне Нитрийской под руководством мудрого и благочестивого старца Серапиона. Дядя его Феофил, архиепископ Александрийский, вызвал его к себе и посвятил в диаконы. Вскоре Кирилл сделался известным проповедником и добродетельной жизнью своей приобрел общее уважение. По смерти Феофила он был избран на архипастырский престол; это было в 412 году.

Святой Кирилл стал с величайшим усердием выполнять возложенные на него обязанности и с твердостью стоял за догматы истинной веры; в это же время было много смут и несогласий – то от последователей лжеучений, то от евреев, которые из ненависти к христианам старались производить беспорядки в городе. Вскоре после избрания своего во епископа Кирилл изгнал из города новациан, или последователей Новациана. Этот раскол возник еще в III столетии при гонении Декия. Тогда некоторые христиане, страшась мучений, согласились принести жертвы богам; но потом, раскаявшись, были вновь приняты в Церковь. Римский священник Новациан стал утверждать, что тех, которые раз отреклись от веры, не следует уже никогда принимать в Церковь, как бы искренне и глубоко ни было их раскаяние. Он восстал против папы Корнилия, тогда избранного на Римский престол, сам провозгласил себя епископом и с некоторыми последователями, между которыми находился Новаций из Карфагена, отделился от Церкви. Лжеучение его распространилось и, развиваясь, сделалось несколько сходным с учением фарисеев. Новациане, гордясь строгостью своих правил и мнимым своим превосходством над другими, считали одних себя чистыми и непорочными; в знак своей чистоты душевной носили белое одеяние, презирали других и не признавали силы раскаяния в грешнике вопреки учению Иисуса Христа, милостивому к кающимся. Так как они учением своим смущали жителей Александрии, Кирилл изгнал их. Эта мера возбудила против него негодование очень многих. Вслед за этим он изгнал евреев, которые, произведя в ночное время тревогу, умертвили множество христиан. Тогда и епарх Орест вошел в число врагов епископа и принес на него жалобу императору. Произошли смуты в городе. Монахи нитрийские, боясь, как бы епископ не подвергся опасности, пришли в Александрию на помощь ему. Один из них ранил епарха и был казнен. Это еще более увеличило смуты. В это время жила в Александрии девица по имени Ипатия, уважаемая всеми за ученость и добродетельную жизнь. Она была дочь философа Феона и сама преподавала философию. Она вышла из дома своего, чтобы примирить враждовавших; но разъяренная толпа, бросившись на нее, умертвила ее. Все эти смуты и беспорядки вызвали самые строгие меры против жителей Александрии.

Страница 10