Избранные творения в двух томах. Том 2 - стр. 9
Благо, – говорил Архангел Рафаил Товитам, – молитва с постом, милостынею и правдой >53. Великое благо – такой пост!
Плоть наша, – любомудрствует преподобный Марк, – взята от земли и свойством своим подобна земле: для нее необходимо возделывание.
Познав значение и силу духовных оружий – милостыни, поста и молитвы, поспешим препоясаться этими оружиями.
Вшествие на необъезженном жребце в Иерусалим есть повторение пророчества Моисеева, повторение не словами, символом. Моисей предвозвестил, что язычники возвеселятся о Господе, а иудеи будут отвергнуты: здесь неукрощенное жребя, на немже никтоже николиже от человек вседе, изображает язычников.
Господь возлагает на осля ризы, на него восседает и совершает на нем вшествие в Иерусалим. Это значит: по оставлении греховной жизни человек приводится к Евангелию, и облачается, как бы в апостольские ризы, в подробнейшее и тончайшее познание Христа и Его заповедей. Тогда восседает на него Господь духовным явлением ему и духовным обитанием в нем.
[Царь – ] Он кроток и смирен сердцем >54, и наставит кроткия на суд, научит кроткия путем своим >55. Бог наш восседает и шествует на Херувимах. Шествует Царь, входя во святый град Божий и вводя в него святые души. Осанна в вышних! Благословен грядый, Царь Израилев.
«Покаяние во грехе, – сказал некоторый великий Отец, – заключается в том, чтоб сознать свой грех, раскаяться в нем и уже не повторять его».
Аще кто любит Мя, – сказал Христос, – слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к Нему приидем, и обитель у Него сотворим >56. Возмите врата, князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы.
Совершает укрепление сердца человеческого хлеб, сшедый с небесе, хлеб жизни >57. Этот хлеб – Господь наш Иисус Христос. Он сказал: Аз есмь хлеб животный, иже сшедый с небесе: аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки. И хлеб, егоже Аз дам, плоть Моя есть, юже Аз дам за живот мира. Ядый Moю плоть, и пияй Мою кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем >58.
Аминь, аминь глаголю вам, – сказал Господь, – аще не снесте плоти Сына человеческаго, ни пиете крове Его, живота не имате в себе >59.
Зло явилось от свободного произволения разумных тварей.
Рожденное от плоти плоть есть, рожденное от Духа, дух есть >60. Христиане родившись от Адама в смерть, рождаются крещением в жизнь, рождаются от Бога, рождаются уже чадами Божиими >61.
Прилепляяйся Господеви, един дух есть с Господем >62. Господь – Дух, и человека, прилепляющегося к Господу, Господь соединяет с Собою. Жительство по Евангельским заповедям, молитва в сокрушении духа вводят в соединение с Господом; навершается это соединение Божественной благодатью и причащением Всесвятых Божественных Тела и Крови Христовых.