Избранные творения в двух томах. Том 1 - стр. 51
Святой Петр устремился с обнаженным мечом на защиту Богочеловека, окруженного злодеями; но кротчайший Господь Иисус сказал Петру: вонзи нож в ножницу, чашу, юже даде Мне Отец, не имам ли пити ея? >167
Молчал Господь пред Пилатом и Иродом, не произнес никакого оправдания.
Святые мученики воспевали радостную песнь среди печи разжженной, ходя по гвоздям, по острию мечей, сидя в котлах кипящей воды или масла. Так и твое сердце, привлекши к себе молитвою благодатное утешение, храня его при себе бдительностью над собою, будет воспевать, среди несчастий и бед лютых, радостную песнь хвалы и благодарения Богу.
Какая участь ожидает мою душу по разлучении ее с телом? Благо было бы, если б предстал ей Ангел мирный и светлый, воспарил бы с нею в блаженные обители Эдема. Но за что он предстанет? Какую добродетель какой подвиг найдет в ней, достойные небожителей?
Душа моя! Прежде, нежели наступило решительное, неотвратимое время перехода в будущность, позаботься о себе. Приступи, прилепись к Господу искренним, постоянным покаянием – жительством благочестивым по Его всесвятым заповеданиям.
Мое рождение во грехе было бедствием, худшим самого небытия!
К чему служит изучение математики? Предмет ее – вещество. Она открывает известный вид законов вещества, научает исчислять и измерять его, применять исчисления и измерения к потребностям земной жизни.
Физика и химия открывают другой вид законов вещества.
Физика и химия вращаются в одном веществе, расширяют познания об употреблении его для временных, земных нужд человека.
Философия лишена решительного средства к постоянному убеждению опытом. Множество различных систем, несогласных между собою, противоречащих одна другой, уже уличают человеческое любомудрие в неимении положительного знания Истины. Какой дан в философии простор произволу мечтательности, вымыслам, велеречивому бреду, нетерпимым наукой точною, определенною!
Неразуме мир премудростию Бога >168, – говорит апостол. Братия, блюдитеся, да никтоже вас будет прельщая философиею и тщетною лестию, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христе, в Немже суть вся сокровища премудрости и разума сокровенна >169. Философия, будучи исчадием падения человеческого, льстит этому падению, маскирует его, хранит и питает. Она страшится учения Истины, как смертоносного приговора для себя >170. Состояние, в которое приводится философией дух наш, есть состояние самообольщения, душепогибели.
Истинная философия (любомудрие) совмещается в едином учении Христовом. Христос – Божия Премудрость