Избранные творения в двух томах. Том 1 - стр. 31
О смирении
Апостол сказал: Мир Божий, превосходяй всяк ум, да соблюдет сердца ваша и разумения ваша о Христе Иисусе >85. Мир Божий есть и начало, и непосредственное следствие смирения.
Преподобный авва Дорофей говорит, что «смирение естественно образуется в душе от деятельности по Евангельским заповедям». Из учения преподобного аввы Дорофея явствует с очевидностью, что желающий приобрести смирение должен с тщательностью изучать Евангелие и с такою же тщательностью исполнять все заповедания Господа нашего Иисуса Христа. Делатель Евангельских заповедей может прийти в познание своей собственной греховности и греховности всего человечества, наконец, в сознание и убеждение, что он грешнейший и худший всех человеков.
Изречение одного из святых старцев: «Прежде всего, нужно нам смиренномудрие, и мы должны быть готовы против каждого слова, которое услышим, сказать прости, потому что смиренномудрием сокрушаются все стрелы врага и сопротивника».
Из учения о смирении преподобного Иоан на Пророка: «Смиренномудрый не должен выказывать свое смирение смиреннословием, но довольно для него говорить прости меня или помолись о мне».
Господь сказал: Кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит? >86
Смиренномудрие есть образ мыслей, заимствованный всецело из Евангелия, от Христа. Смирение есть сердечное чувство, есть залог сердечный, соответствующий смиренномудрию.
При обильном действии веры все существо человека погружается в духовное утешительнейшее наслаждение миром Христовым. Справедливо сказали Отцы, что «вера есть смирение», что «веровать – значит пребывать в смирении и благости».
Союз смирения с молитвою очень ясно изложен преподобным аввою Дорофеем.
«Непрестанное упражнение в молитве, – говорит святой, – противодействует гордыне. Очевидно: смиренный и благоговейный, зная, что невозможно совершить никакой добродетели без помощи и покрова Божиих, не престает неотступно молиться Богу, чтоб сотворил с ним милость. Постоянно молящийся Богу, если сподобится сделать что-либо должное, знает, при посредстве Кого это сделано им, и не может превознестись или приписать своей силе, но приписывает Богу все исправления, Его благодарит непрестанно и Ему молится непрестанно, трепеща, чтоб не лишиться помощи Свыше, чтоб не обнаружилась таким образом его собственная немощь. Он молится от смирения».
Постоянное умиление содержит душу в постоянном смирении, в настроении непрестанных молитвы и богомыслия.
О терпении
Смиренными мыслями самоосуждения исполнены все молитвословия Православной Церкви.