Избранные творения - стр. 75
А мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для эллинов безумие (1 Кор. 1, 23). Иудеи ожидали Мессию как великого могущественного царя, который станет во главе народа израильского и учредит его всемирную власть. Для них было соблазном слушать, что Мессией считали Того, Кого они позорно распяли на Кресте. А греки в первые века христианства, века жестокого гонения христиан римлянами, с презрением относились к проповеди о Христе распятом, издевались над тем, что христиане считают Богом какого-то несчастного Человека, умершего на Кресте. Для них это было безумием.
Для самих же призванных, иудеев и эллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость (1 Кор. 1, 24). Ибо кто и когда в истории мира явил силу, подобную той, какую явил Господь Иисус Христос не только проповедью Своей, какой не слышали никогда ни от одного человека, но и Своим подвигом спасения гибнущего рода человеческого Кровью и Крестом Своим? Вот сила, покорившая мир, упразднившая власть дьявола над теми, кто уверовал во Христа, кто на сердце своем начертал Крест Его. Вот Премудрость, посрамившая всю мудрость мира и обратившая ее в безумие, ибо нет для нас мудрости выше, чем та, которую узнали мы из уст Господа нашего Иисуса Христа.
Итак, начало мудрости не в книгах человеческих, не в книгах философских и научных, а в страхе Божием, как говорит премудрый Соломон (см. Притч. 1, 7, 9, 10). Нет мудрости и нет разума, вопреки Господу (Притч. 21, 30). Во Христе сокрыты все сокровища премудрости и в!едения (Кол. 2, 3). Мы ищем премудрость только в Этом Сокровище, и больше нигде.
Неложны слова Соломоновы о том, что уста праведника источают мудрость (Притч. 10, 31). Чьи уста источали большую премудрость, чем уста святителей и учителей Церкви: Василия Великого, Григория Богослова и целого сонма других святителей? Чьи уста источали большую премудрость, чем уста преподобных Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Антония и Феодосия Печерских?
Неложны слова Соломоновы о том, что со смиренными – мудрость (Притч. 11, 2). Настоящая мудрость с теми, кто сам себя никогда не считает мудрым, кто почитает себя ниже других, кто ни перед кем не превозносится. О такой мудрости говорил апостол Иаков: мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна (Иак. 3, 17), а также апостол Павел: немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков (1 Кор. 1, 25). Немощь смиренных, кротких и чистых сердцем гораздо сильнее всей силы человеческой.