Размер шрифта
-
+

Избранные творения - стр. 123

А теперь есть ли что подобное? Выросло поколение молодое – безбожное, которое не хочет и знать о посте, не хочет слышать о Боге.

А ваши дети, христианские дети, неужели тоже вырастут такими? Разве не надо, чтобы выросло новое поколение, воспитанное в страхе Божием, в вере во Христа, в покорности всех установлениям Церкви? Разве не надо, чтобы дети ваши во тьме сияли, как яркие звезды? Если не воспитаете так детей, тяжкий ответ дадите пред Богом.

Почему необходим пост, в чем сила его? Постясь, воздерживаемся от тех требований, которые предъявляет чрево наше, воздерживаемся от того, к чему чрево всегда стремится: от обильной, сытной пищи.

Когда начинаем поститься, отказываем чреву в исполнении его требований, начинаем питаться скудно, научаемся первой степени воздержания.

А когда научимся воздерживаться от требований чрева, научимся воздерживаться и от других требований плоти нашей. А все грехи наши исходят от плоти. Плоть тянет нас к земле, мешает духу нашему возноситься к Богу, как цепями, приковывает нас к земле, к материальному. Если в святом посте приобретаем привычку воздерживаться от требований ненасытного чрева, научаемся и всякому другому воздержанию: научаемся сдерживать язык, готовый на всякую скверну – на оскорбление, на пересуды, на осуждение. Приобретаем власть над нашим языком, власть над жестокими и постыдными стремлениями наших подчревных органов. Научаемся воздерживаться не только от блуда явного, но и от блуда и прелюбодеяния в мыслях наших. Начав с обуздания одной страсти при постоянном упражнении, постепенно достигаем великой цели – обуздания всех страстей, всех похотей. Это ли не великая и святая задача?

Мы сотворены, чтобы стать подобными Богу, сотворены быть причастниками Божественного блаженства в жизни вечной. Как удостоимся этого блаженства, если не очистим сердца наши, не обуздаем ненасытную плоть нашу?

Пост – великая школа всякого воздержания, одно из труднейших и великих дел человеческих. Всякому трудному и великому делу научаемся постепенно, неустанными упражнениями. Вот и нужно начать обуздывать плоть нашу с обуздания чрева нашего. Начнем постепенно, чтобы по окончании поста, очистив свою плоть святым покаянием, встретить великий день Воскресения Христова чистыми и непорочными пред Богом, чтобы омылись мы святой баней покаяния.

Пост служит преддверием покаяния, необходимым спутником его. Когда будем поститься, пост будет напоминать о необходимости святого покаяния. Если поймем необходимость соблюдать пост и все выполним пост, получим великие блага, поймем, как нужен пост, побуждающий к великому покаянию.

Страница 123