Избранные творения - стр. 119
Узнаёт это по тому, что сердце его наполняется радостью, радостью, которой не знают люди, не живущие Духом, узнаёт по тому, что любовь святая возрастает и возрастает в нем, что исполняет он заповеди Христовы.
Будем же жить так, чтобы животворил нас Дух, будем жить так, чтобы жил в нас Христос и мы жили во Христе!
Аминь.
«Прииде пост – мати целомудрия»
«Прииде пост – мати целомудрия». Под целомудрием обыкновенно понимают только победу над плотскою похотью, но это, конечно, не единственная страсть. Страстей весьма много, и нужно каждую знать, чтоб следить бдительно за ними. Кроме страсти подчревной – самой злой, самой сильной, самой опасной, есть весьма сильная страсть – чревоугодие и пьянство.
Человек, который всегда без меры насыщается, все стремления свои направляет к тому, чтобы иметь пищу вкусную и обильную, который пьет без меры, часто бывает пьян – человек этот должен постом побеждать страсть чревоугодия и пьянства.
Есть страсть чрезвычайно опасная – страсть гордости, болезнь свойственная, главным образом, высокопоставленным, высокоодаренным людям, имеющим влияние. Превозносятся они над всеми, гордятся одаренностью своей, умом, талантом, высоким положением, знатным происхождением; уничижают прочих, на всех других людей смотрят свысока. Но не думайте, что только высокоодаренным свойственна страсть гордости – каждому человеку, хоть не в такой мере, как этим выдающимся людям, свойственна она, решительно каждому человеку: каждый ставит себя выше других, никто не хочет считать себя последним, как требует смирение.
Гордость проявляется по малейшему поводу, часто мелкому, глупому. Гордость часто основывается на воображаемых достоинствах, которыми в действительности не обладаем: часто ошибочно судим о себе, кажется нам, что обладаем достоинствами, а людям видно со стороны, что мы ими вовсе не обладаем.
Такая мелкая гордость то же, что гордость великих и знатных мира, – она только более мелка.
Есть еще страсть честолюбия и тщеславия. Любим мы, чтобы хвалили нас, стремимся занимать общественное положение, которое сопряжено с честью; любим, чтобы кланялись нам, чтобы почитали нас, считали достойными.
В этой страсти Господь резко обличал фарисеев и книжников, которые любили молиться на перекрестках улиц, носить длинные одежды, предвозлежать на пиршествах, любили, чтобы говорили им: «Учитель, учитель» и низко кланялись, любили напоказ выставлять свое благочестие. Такое тщеславие свойственно каждому, буквально каждому человеку. Есть и другие страсти, о которых много еще предстоит говорить.