Размер шрифта
-
+

Избранные поучения святых отцов о вере - стр. 32

и бесовское.

2. Если же кто, руководствуясь верою, станет размышлять о благости, всемогуществе, истине, мудрости и праведности Божиих, тот найдет все гладким и ровным и путь – прямым. Ибо без веры невозможно спастись. На вере основывается все, как человеческое, так и духовное. Ибо без веры и земледелец не проводит борозды земли, и купец не вверяет души своей малому древу на бурной глубине моря; без веры и браки не заключаются, и ничего другого в жизни не предпринимается.

3. Верою уразумеваем, что все приведено из небытия в бытие силою Божиего; верою совершаем все как божеские, так и человеческие дела. Вера, далее, есть согласие, без всякой придирчивой пытливости.

4. Всякое деяние и чудотворение Христово, конечно, весьма велико, божественно и удивительно, но удивительнее всего – Честный Крест Его. Ибо не иным чем, как только Крестом Господа нашего Иисуса Христа упразднена смерть, разрешен прародительский грех, ад лишен своей добычи, даровано воскресение; нам дана сила презирать настоящее и даже самую смерть, устроено возвращение к первоначальному блаженству, открыты врата рая, естество наше воссело одесную Бога, и мы сделались чадами Божиими и наследниками. Все это совершено Крестом. Елицы бо во Христа крестихомся, – говорит апостол, – в смерть Его крестихомся (Рим. 6, 3). Елицы же во Христа крестихомся, во Христа облекохомся (Гал. 3, 27). Христос же есть Божия сила и Божия премудрость (1 Кор. 1, 24).

5. Вот смерть Христа или Крест одели нас в ипостасную Божию мудрость и силу. Сила же Божия есть Слово крестное, или потому, что через него открылось нам могущество Божие, то есть победа над смертью, или потому, что как четыре конца креста держатся и соединяются его средоточием, так и силою Божиего держится высота и глубина, длина и широта, то есть вся видимая и невидимая тварь.

6. Крест дан нам в качестве знамения на челе, как обрезание – Израилю; ибо через него мы верные различаемся и распознаемся от неверных. Он есть щит и оружие и памятник победы над дьяволом. Он есть печать для того, чтобы не коснулся нас Ангел погубляющий (см.: Исх. 12, 23), как говорит Писание. Он есть для лежащих восстание, для стоящих утверждение, для немощных опора, для пасомых жезл, для обращающихся руководство, для преуспевающих приведение к совершенству, спасение души и тела, отражение всяких зол, виновник всяких благ, истребление греха, растение воскресения, Древо жизни вечной.

7. Итак, должно поклоняться самому этому досточтимому и поистине драгоценному Древу, на котором Христос принес Себя в жертву за нас, как освященному прикосновением святого тела и крови, точно так же – и гвоздям, копью, одеждам и священным Его обиталищам, каковы: ясли, вертеп, Голгофа, спасительный животворящий гроб, Сион – твердыня Церквей и т. п. Как говорит богоотец Давид:

Страница 32