Избранное. Теология культуры - стр. 67
Теперь мы должны также обсудить проблему той пропасти, которая образовалась в отношении экзистенциализма к психоанализу. Это – настоящая пропасть, поскольку экзистенциализм понимают сейчас в более широком смысле, чем в период после окончания Второй мировой войны. В то время экзистенциализм отождествляли с философией Сартра. Но экзистенциализм возник и выразил себя в определенных формах давно, в XVIII и XIX столетиях; он воплощен почти во всех великих творениях, во всех сферах жизни в XX в. Если понимать экзистенциализм в этом более широком смысле, можно отчетливо увидеть взаимосвязь между экзистенциализмом и психоанализом.
Основное утверждение о связи теологии и психоанализа заключается в следующем: психоанализ по своей сути принадлежит к экзистенциалистскому движению XX в., и поскольку он есть часть этого движения, его, как и все движение целиком, следует понимать во взаимосвязи с теологией.
Выясняется, что из глубинной психологии можно сделать философские выводы, и что существует взаимное влияние между глубинной психологией и экзистенциалистским движением XIX и XX вв. Психоанализ и экзистенциализм были связаны друг с другом с самого возникновения; они влияли друг на друга, и довольно радикальным образом. Всякий, кто обратит внимание на сочинения экзистенциалистских авторов, начиная с Достоевского и кончая современными писателями, согласится, что проблематика их романов, драм и поэм прямо соотносится с основными темами глубинной психологии. Это справедливо и в отношении произведений изобразительного искусства, ибо современное искусство – это по существу экзистенциалистская форма искусства. Однако мы сможем понять это лишь в том случае, если увидим общий корень и общую направленность экзистенциализма и психоанализа.
Конец ознакомительного фрагмента.