Размер шрифта
-
+

Избранное. Теология культуры - стр. 60

, а забота есть конечное существование. Хайдеггер проводит эту идею с учетом всей структуры переживаемого существования, особенно в связи с предчувствием неизбежности нашей смерти, которое дает нам в руки ключ к постижению себя как целого. Разбирая учение Канта, он указывает, что для него самого Время определяется «самоустремленностью», схватыванием себя или своего личного существования. Темпоральность – это экзистенциальность. В отличие от этого качественного Времени объективное время – это время бегства из нашего личностного существования в универсальное «один из», «каждый», в обыденное человеческое существование, в котором количественное измерение необходимо и оправданно. Но это универсальное Время – не подлинное (eigentlich), не настоящее; это – время объективированное, и его следует истолковывать в свете экзистенциального, непосредственно переживаемого Времени, а не наоборот.

7.3. Этическая позиция экзистенциальной философии

а. История в свете будущего

Все экзистенциальные философы согласны с тем, что опыт непосредственного личного переживания носит исторический характер. Но тот факт, что существование человека является в своей основе «историческим существованием», еще не означает, что у него есть теоретический интерес к прошлому; его существование вовсе не ориентировано на прошлое. Это – отношение не отстраненного наблюдателя, но деятельной личности, которая должна думать о будущем и принимать личные решения.

Шеллинг назвал свою позитивную философию «исторической философией», потому что для него быть «исторической» означало быть открытой для будущего. Поскольку раскрытие Непредставимого (Unvordenkliche) никогда не будет завершено, никогда не кончится и позитивная философия. Мы уже касались учения Кьеркегора о «насыщенном мгновении», о современности и повторении, и того, как эти идеи были применены в немецком религиозном социализме для истолкования истории. Для Маркса человеческий опыт строго обусловлен историческими и культурными обстоятельствами жизни. Человеческая природа исторична сама по себе и не может быть понята без осознания ее современной стадии дегуманизации, а также без требования «действительного гуманизма» в будущем. Философские учения о человеческой природе и бытии зависят от того, чем человек способен стать в будущем, и от революционных достижений в этой области.

Во втором из своих «Несвоевременных размышлений» («Unzeitgemasse Betrachtungen») Ницше эмоционально подчеркивал исторический характер человеческого опыта: «Слово прошлого всегда изрекается как прорицание. Лишь как строители будущего, как познающие настоящее сможете вы понять его»

Страница 60