Избави, Господи, душу мою от гнева - стр. 9
Пусть говорят, что мы не мстим по трусости. Это нисколько не вредит нам: Бог видит и уготовляет нам большее сокровище. Если бы мы стали поступать, как хотят эти люди, то лишились бы всего. Будем же смотреть не на то, что о нас говорят, а на то, что нам должно делать. «Будут смеяться надо мною, – опасаешься ты, – будут издеваться». О безумие! «Никто из оскорбивших меня, – говоришь ты, – не будет смеяться надо мною, если я отомстил». Но потому ты и достоин посмеяния, что отомстил.
Откуда явились эти слова постыдные и гибельные, извращающие нашу жизнь и общество? Не прямо ли они направлены против Бога? Ибо что делает равным Богу, то есть не мстительность, то считаешь ты смешным. Не вправе ли смеяться над нами и мы сами, и язычники, когда так говорим мы вопреки Богу?
Посему, увещеваю вас, будем терпеливы, дабы, очистившись от этой гибельной страсти, мы могли сподобиться Царствия Небесного.
Гнев должно погашать до погашения солнца
Если кто-либо впадет в страсть гнева, тому апостол предлагает врачевство: гневайтеся, говорит, и не согрешайте, не на долгое время: солнце да не зайдет во гневе вашем (Еф. 4, 26). Ты не можешь удержаться от гнева? Гневайся час, два, три, но да не зайдет солнце, оставив нас врагами. Оно по благости Божией взошло, да не зайдет же, сиявши на недостойных. Ибо если Господь послал его по многой Своей благости и Сам оставил тебе согрешения, а ты не оставляешь их своему ближнему, то размысли, какое в этом зло?
Притом от него может происходить и другое зло. Апостол опасается, чтобы ночь, захвативши в уединении человека, потерпевшего обиду и еще пламенеющего гневом, не раздула сего огня еще более. Днем, пока еще многое раздражает тебя, тебе позволительно дать в себе место гневу, но когда наступает вечер, примирись и погаси возникшее зло. Если ночь застанет тебя в гневе, то следующего дня уже не довольно будет для погашения зла, которое может возрасти в тебе в продолжение сей ночи. Если даже большую часть его ты и уничтожишь, то не в состоянии будешь уничтожить всего и в следующую ночь дашь возможность более усилиться оставшемуся злу. Как солнце, если дневной теплоты его бывает недостаточно для осушения и очищения воздуха, наполнившегося облаками и испарениями в продолжение ночи, дает этим повод быть грозе; как ночь, захвативши остаток этих паров, прибавляет к ним еще новые испарения, так точно бывает и в гневе. Позже дадите, говорит апостол, место гневу.
Итак, враждовать друг против друга значит давать в душе место диаволу. Подлинно, ничто так не способствует диаволу находить место среди нас, как вражда. И сколько зол рождается отсюда! Как камни до тех пор, пока они плотно сбиты и не имеют пустоты, трудно разрушаются, а коль же скоро окажется в них трещина, хотя бы такая малая, какую оставляет острие иглы, распадаются и разрушаются, так и при нападениях диавола. Пока мы будем тесно соединены, сближены и дружны между собой, тогда он не может ввести ни одного из своих наветов.