Размер шрифта
-
+

Избави, Господи, душу мою от гнева - стр. 2

Иак. 1, 19–20

Извлечения из «Добротолюбия»[1]

Преподобный Максим Исповедник. – Когда ты оскорблен кем-нибудь или в чем уничижен, берегись помыслов гнева, дабы они, по причине этого оскорбления, отлучив тебя от любви, не переселили в область ненависти.


Преподобный Феодор Едесский. – Гневу и ярости не позволяй водворяться в душе твоей, ибо муж ярый неблагообразен, в сердцы же кротких почиет премудрость (Притч. 14, 33)…


Преподобный Нил Синайский. – Гнев – неистовая страсть – легко выводит из себя даже имеющих ведение, зверской делает душу и заставляет уклоняться от дружелюбного собеседования.

• Молитва раздраженного – мерзостное воскурение, псалмопение гневливого – неприятный звук.

• Если твердое имеешь основание в любви, то ей паче внимай, нежели тому, что оскорбляет тебя.


Преподобный Антоний Великий. – Кто незлобив, тот совершен и богоподобен, он исполнен радования и есть покоище Духа Божия.

Как огонь сожигает большие леса, когда пренебрежешь о нем, так злоба, если допустишь ее в сердце, погубит душу твою и тело твое осквернит и много принесет тебе неправых помышлений, возбудит брани, раздоры, молвы, зависть, ненависть и подобные злые страсти, отягчающие самое тело и причиняющие ему болезни.

Поспешите стяжать незлобие и простосердечие святых, чтобы Господь наш Иисус Христос принял вас к Себе и каждый из вас мог с радостью сказать: мене же за незлобие приял, и утвердил мя еси пред Тобою в веки (Пс. 40, 13).


Преподобный Исидор Пелусиот. – Пристрастие недальновидно, а ненависть и вовсе ничего не видит.


Преподобный Кассиан Римлянин. – Бывает от гнева и услуга нам очень пригодная:

• когда рассерживаемся, досадуя на сладострастные движения нашего сердца,

• или когда против самого гнева рассерживаемся, зачем он вкрался, возбуждая нас против брата,

• или гневаемся на бесов, искушающих нас.


Преподобный Симеон Новый Богослов. – Даны человеку гнев и пожелание, но ему дан и ум, и пока ум сей был здрав, пребывали в своем чине и эти движения. Именно: пожелание устремлялось к мысленным благам Божиим и их вожделело, а гнев опять это же самое пожелание раздражал и приводил в напряжение, чтобы оно с большим рвением вожделевало оных благ Божественных.


Извлечения из книги «Лествица, возводящая на небо»[2]

Преподобный Иоанн, игумен Синайской горы

Степень 9. О памятозлобии

1. Святые добродетели подобны лествице Иакова, а потребные страсти – узам, спадшим с верховного Петра. Добродетели, будучи связаны одна с другою, производящего возводят на небо; а страсти, одна другую рождая и одна другою укрепляясь, низвергают в бездну. И как мы ныне слышали от безумного гнева, что памятозлобие есть одно из собственных порождений его, то по порядку будем теперь о нем и говорить.

Страница 2