Ивье и евреи. История, холокост, наши дни - стр. 4
Одним из первых экспонатов музея деревянный исторический шпиль с мечети, переданный мусульманами города.
К открытию музея из Израиля прибыла в Ивье его уроженка Тамара Бородач (Кощер), координатор израильского проекта «Корни», являвшаяся в прошлом педагогом и директором одной из школ района [9]:
«Для экспозиции, которая будет посвящена еврейской культуре и иудаизму, она привезла несколько десятков предметов: талиты (молитвенные покрывала), семисвечники, пасхальные подносы и прочее. В этой коллекции есть предметы, которые принадлежали еврейским семьям, жившим в Ивьевском районе до войны. Позже они были вывезены уцелевшими в годы войны евреями в Израиль, а теперь вернулись в Ивье. Среди таких предметов – учебник, купленный для еврейской девочки в 1940-е годы, столовая посуда одной ивьевской семьи и другие».
Планировочная структура Ивья
Ивье. Источник: https://rg.ru/photos/8b/ec/8bec8edb.html
«К сожалению, в 2010 году часть площади и торговых рядов была снесена. Властями поселка было принято решение не восстанавливать так называемый „еврейский дом“ и несколько зданий жилой застройки XIX века. Все эти преобразования, безусловно, нарушили вековую планировку Ивья». [10]
В отношении планировочной структуры Ивья можно сказать как о сложившейся исторически, ее обусловило размещение на перекрестке дорог на такие города, как Новогрудок, Лида и Минск [2]:
Ивье. Holiday.by. Источник: https://www.holiday.by/by/skarb/1075-kamennaja-zastrojka-centra-v-ive/photo#content
«Основные улицы Ивья (ныне улицы К. Маркса и 1 Мая), пересекаясь, образовали подобие Т-образного перекрестка, который был развит в большую торговую площадь с рядами, лавками и мастерскими ремесленников (теперь Комсомольская площадь). Такой прием размещения площади прослеживается во многих небольших белорусских городах. Как правило, улицы, подходящие к площади, являлись отрезками главных загородных дорог. В Ивье – это отрезок старого тракта из Минска через Лиду и Гродно. Естественно, что именно здесь на улицах К. Маркса и 1 Мая, тяготея к торговой площади, расположилась наиболее старая и показательная застройка поселка (преимущественно кирпичная, двухэтажная, с кирпичной профилировкой и арнаментикой).
В центральной части города сохранились постройки конца XIX – начала XX вв., Петропавловский костел (1631 г.) и двухэтажный монастырь бернардинцев (XVII— XVIII вв.). Поодаль от центра сохранилась каменная татарская мечеть в формах, импровизирующих мотивы восточного зодчества. Здание бывшей синагоги (ул. 1 Мая, 11) решено в традиционных для этого типа построек барочных мотивах.