Иудейская война
1
..239 до разрушения второго Храма… – Т. е. в 169 году до н. э. – Примеч. ред.
2
.. самолично ограбил Храм и остановил обычные ежедневные жертвоприношения на три года и шесть месяцев. – Ср. Первую книгу Маккавейскую: «Вошел (Антиох) во святилище с надменностью и взял золотой жертвенник, светильник и все сосуды его, и трапезу предложения, и возлияльники, и чаши, и кадильницы золотые, и завесу, и венцы, и золотое украшение, бывшее снаружи храма, и все обобрал. Взял и серебро, и золото, и драгоценные сосуды, и взял скрытые сокровища, какие отыскал. И, взяв все, отправился в землю свою и совершил убийства и говорил с великою надменностью. Посему был великий плач в Израиле, во всех местах его. Стенали начальники и старейшины, изнемогли девы и юноши, и изменилась красота женская. Всякий жених предавался плачу, и сидящая в брачном чертоге была в скорби. Вострепетала земля за обитающих на ней, и весь дом Иакова облекся стыдом» (1:21–28).
3
.. принявший от Антиоха начальство над гарнизоном… – По Первой книге Маккавейской Антиох по прошествии двух лет вторично овладел Иерусалимом, вновь разграбил город, увел много пленных и на сей раз оставил в Иерусалиме гарнизон, состоявший как из чужеземных воинов, так и из отступников-иудеев: «И было это постоянной засадой для святилища и злым демоном для Израиля. Они проливали невинную кровь вокруг святилища и оскверняли святилище. Жители же Иерусалима разбежались ради них, и он сделался жилищем чужих и стал чужим для своего рода, и дети его оставили его. Святилище его запустело, как пустыня, праздники его обратились в плач, субботы его в поношение, честь его – в уничижение» (1:36–39). – Примеч. ред.
4
.. Маттафия, сын Хасмоная, один из когенов селения Модин, вооружился сам, а также вооружил пять своих сыновей, и кинжалом заколол Вакхида. – По Первой книге Маккавейской, Маттафия был из рода Хасмоная, но сын Иоханана. Сыновья Маттафии звались Иоанн Гаддис, Симон Фасси, Иуда Маккавей, Елеазар Аваран и Ионафан Апфус. В «Иудейских древностях» Флавий называет начальника, убитого Маттафией, не Вакхидом, а Апеллесом.
5
.. заключил (первый, который это сделал) союз с римлянами… – Условия договора были написаны на медных досках и посланы римским сенатом в Иерусалим в память мира и союза. Вот текст этого послания (по Первой книге Маккавейской): «Благо да будет Римлянам и народу Иудейскому на море и на суше на веки, и меч и враг да будет далеко от них. Если же настанет война прежде у Римлян или у всех союзников их во всем владении их, то народ Иудейский должен оказать им всем сердцем помощь на войне, как потребует того время; и воюющим они не будут ни давать, ни доставлять ни хлеба, ни оружия, ни денег, ни кораблей, ибо так угодно Римлянам; они должны исполнять обязанность свою, ничего не получая. Точно так же, если прежде случится война у народа Иудейского, Римляне от души будут помогать им в войне, как потребует того время, и помогающим в войне они не будут давать ни хлеба, ни оружия, ни денег, ни кораблей: так угодно Риму: они должны исполнять свою обязанность, – и без обмана» (8:23–28).
6
.. выгнал солдат из Верхнего города в Нижний, называемый Акрой… – Акрой называлась собственно крепость в нижней части города.
7
.. воздвигнул новый алтарь и, по окончании всех этих работ, возобновил в Храме порядок жертвоприношений. – Это произошло 25 хаслова 235 года до разрушения Храма. В память этого события установлен восьмидневный праздник освящения.
8
Едва только город принял прежний вид, как Антиох умер. – По Первой книге Маккавейской и «Иудейским древностям», Иуда не имел непосредственного столкновения с Епифаном. Последний боролся с ним вначале через своих полководцев Аполлония и Сирона; первый был разбит наголову, второй с большими потерями бежал к филистимлянам. Тогда Антиох понял, что имеет дело с серьезным противником, и начал готовиться к войне. Собрав армию со всех концов своего обширного государства, он, чтобы держать ее наготове, выплатил солдатам жалованье вперед за весь год; эта беспримерная в истории Селевкидов щедрость до такой степени истощила его казну, что он опасался, как бы не остаться без средств в самый разгар войны. Ввиду этого он разделил армию на две части: с одной сам отправился в Персию для взимания поборов и обогащения казны, а другую половину войска он оставил под командой Лисия, которого назначил наместником тогдашнего царства Селевкидов (от Евфрата до Египта). Из этого похода Антиох уже не вернулся: он умер в Вавилонии, узнав пред самой смертью о поражениях войска. Удалившись в Персию, Антиох приказал Лисию стереть с лица земли весь народ иудейский и разделить страну между соседними народностями. Но Иуда одержал блестящие победы не только над войском Лисия и поражал повсюду исконных врагов иудеев: идумеев, амонитян и других.
9
.. сын его, Антиох. – Антиох V Эвпатор – царь Сирии из рода Селевкидов, правивший в 163–162 годах до н. э.; оставленный своим отцом на воспитании у Лисия и возведенный последним на престол по смерти Епифана.
10
.. войско… состоявшее из 50 000 человек пехоты, около 5000 всадников и 80 слонов… – В Первой книге Маккавейской приведены другие цифры, а именно: 100 000 пехоты, 20 000 всадников и 32 слона.
11
.. маленький городок Вефсуру и при ущелье Веозахарии… – Вефсура – город на одной из вершин Иудейских гор, невдалеке от Хеврона. Веозахария – к северу от Вефсуры.
12
.. бежал в Гофну… – Гофна – один из важнейших городов Иудеи, к северу от Иерусалима, близ границы Самарии.
13
.. оставив на месте гарнизон, казавшийся ему достаточно сильным, он остальную часть армии повел в Сирию на зимние квартиры. – Исключая эпизод с Елеазаром, все эти события в Первой книге Маккавейской и в «Иудейских древностях» изложены иначе. Вефсура еще раньше была укреплена Иудой как оппозиционный пункт против нашествия идумейских орд. Осада этой первой иудейской крепости, остановившей дальнейшее наступательное движение войска Антиоха, прибывшего через Идумею (а не Иудею), длилось очень долго, и попытки взять ее штурмом не привели к желаемому результату, так как осажденные геройски защищались, делали вылазки и сжигали стенобитные орудия. Принужденные голодом, вефсурцы все же согласились уступить город царю и после переговоров свободно удалились из него. Оставив гарнизон в покинутой крепости, Антиох двинулся к Иерусалиму и долгое время осаждал Храм, встречая энергичный отпор со стороны защитников святыни. Но и здесь голод одолевал борцов тем больше, что евреи, бежавшие от угрожавшей им опасности в других землях, искали убежища в Иерусалиме и увеличивали население города. Наряду с осажденными терпели от недостатка в провианте также и осаждавшие, так как вследствие «седьмого года» поля оставались необработанными и врагу нечего было грабить в окрестностях города; это обстоятельство заставило Антиоха прекратить осаду. Была еще одна причина, которая побудила его к поспешному отступлению. Антиох Епифан, умирая в Вавилонии, назначил регентом над своим малолетним сыном одного из полководцев, Филиппа, которому вручил венец и печать. Обладая этими царскими полномочиями и имея в своем распоряжении всю армию, Филипп вознамерился овладеть престолом. Видя, что молодой Антиох занят осадой Иерусалима, он поспешил занять тогдашнюю столицу Сирии Антиохию. Это и заставило Антиоха Евпатора первым заговорить о мире с осажденными. Иудеи охотно согласились на его предложение и, взяв с него обычную клятву, впустили войско в город. Но Антиох вероломно приказал срыть все укрепления на Сионской горе и, оставив гарнизон, поспешно удалился к Антиохии, которую он силой оружия отнял у Филиппа.
14
.. при деревне Адасе… – Адаса – деревня в 30 стадиях от БетХорона.
15
.. геройски сражаясь и истребив массу неприятелей, сам пал в бою (231 до разр. Хр.). – Иосиф пропускает целый ряд событий в Иудее и Сирии и отмечает смерть Иуды не в той битве, в какой она имела место по более полному и точному рассказу Первой книги Маккавейской, вполне согласному с фактами, дошедшими до нас из древней истории Сирии. Антиох Евпатор, победив Филиппа, вскоре был убит Деметрием Селевкием, воцарившимся в Сирии. В его царствование выступил Вакхид, который поддержал Ильякима (Алкима), претендовавшего на сан первосвященника и боровшегося с патриотической партией Иуды Маккавея. Последний удачно преследовал этого изменника. Тогда Деметрий послал им на помощь своего главного полководца, Никанора – ненавистника Израиля. После небольшой схватки, окончившейся в пользу Иуды, 13 адара в Ветхоране состоялось решительное сражение, в котором войско Никанора было разбито наголову, а сам Никанор пал в бою. Иудеи с особым торжеством отпраздновали эту великую победу и в память ее установили праздник, соблюдаемый и поныне, в день 13 адара, накануне Пурима. Заключение союза с римлянами относится также к этому времени, о чем свидетельствует следующий факт: римский сенат приказал Деметрию прекратить военные действия против иудеев. Это, однако, не помешало Деметрию продолжать борьбу с Иудой. Вслед за поражением Никанора он отрядил в Иудею отборное войско под командой Вакхида и Ильякима; они наткнулись на Иуду в тот момент, когда при нем осталось ничтожное ополчение из 800 человек.
16
Преемником Иуды сделался его брат, Ионафан. – Более подробный рассказ «Иудейских древностей» о событиях, предшествовавших преемничеству Ионафана и последовавших за ним, совершенно сходен с рассказом из Первой книги Маккавейской.
17
Симон правил счастливо… – Популярность Симона, этого последнего из братьев Маккавеев, началась еще при жизни Ионафана. Народ видел его всегда сражающимся; многочисленными победами он возвеличил славу иудейского оружия и содействовал улучшению положения своей отчизны еще при жизни брата. По смерти последнего он сделался естественным его преемником.
18
.. овладев предварительно находившимся в ней гарнизоном. – По свидетельству Первой книги Маккавейской, Симон предоставил сдавшимся свободный выход, евреи очистили замок от идолов и с большим торжеством отпраздновали этот знаменательный день 23 ияра 211 года до разрушения Храма.
19
Впоследствии он подал помощь Антиоху… – Деметрий потерпел поражение в войне с парфянами, которые взяли его в плен. Но в Селевкии оставалась жена Деметрия, Клеопатра, с детьми. Заручившись доверием войска, она пригласила к себе брата Деметрия, Антиоха Сотера, и предложила ему руку и трон. Таким образом Антиох сделался царем вместо Деметрия.
20
.. и двух сыновей… – Иуда и Маттафия. По Первой книге Маккавейской (16:11–17), братья Гиркана были убиты одновременно с их отцом.
21
.. взял Медаву… – Медава – город в заиорданской части Палестины.
22
.. покорил хутеян… – Т. е. самарян.
23
.. в том числе Адореон и Мариссу. – Адореон – город на западе от Хеврона, ныне Дура. Марисса (библ. Мареша) – город в Южной Палестине, между Хевроном и Асдодом.
24
.. город Асохис. – Асохис – город в Галилее, вблизи Сепфориса.
25
.. завоевал Рафию, Газу и Анфедон… – Рафия – город на пути от Египта к Келесирии, на берегу Средиземного моря, между Ринокорурой и Газой; Газа – древний филистимский город. Анфедон – приморский город к северу от Газы, между Газой и Аскалоном. Ирод переименовал его в Агриппиаду, но прежнее имя удержалось и впоследствии. – Примеч. ред.
26
.. призвали на помощь Деметрия Эвкера… – Деметрий III Эвкер – царь Дамаска из рода Селевкидов, правивший в 95–88 годах до н. э.; сын Антиоха VIII Грипа. – Примеч. ред.
27
.. в городе Бемеселисе… – В «Иудейских древностях» (ХIII, 14, 2) город назван Вефомом; положение его неизвестно. – Примеч. ред.
28
.. при Антипатрисе… – Антипатрис – крепость, построенная Иродом и названная им в честь своего отца Антипатра. Возведена на руинах библейского города Афек, у источников, дающих начало реке Яркон. – Примеч. ред.
29
.. отправился в Герасу… – Гераса – крупнейший город Десятиградья, расположенный к северу от Филадельфии. Известен как «восточные Помпеи» из-за того, что разрушенный землетрясением город был погребен под селем, как Помпеи – под лавой. Ныне Джераш. – Примеч. ред.
30
.. и так как Помпей, по прибытии в Сирию, остановился в Дамаске, то они поспешили туда. – Помпей Великий, окончив войну с пиратами, отправился в Сирию, сделавшуюся со времен падения селевкидской династии притягательным центром для всех выдающихся римских полководцев: здесь они наживали себе громадные богатства. Вся Сирия, Финикия, Киликия, Галатия и Каппадокия подпали под власть Помпея. Для защиты интересов братьев перед Помпеем явились уполномоченные: от Аристобула – Никодим, а от Гиркана – Антипатр; Помпей со свойственным ему высокомерием приказал послам, чтобы их верители лично явились к нему на суд в Дамаск. В назначенный день предстали перед Помпеем оба брата. Гиркан опирался на свои наследственные нрава; Аристобул ссылался на бессилие Гиркана, неспособного внушить к себе уважение, вследствие чего он, Аристобул, считал необходимым занять престол, дабы его не похитил кто-либо другой; но, кроме них, явился еще третий претендента – народ. Представители последнего жаловались на то, что потомки Маккавеев самовольно присвоили себе царскую власть, и просили Помпея избавить народ от обоих враждующих между собою братьев и предоставить ему самому избрать себе вождя, который правил бы страной не произволом, а по иудейским законам. Помпей решил спор в пользу Гиркана – того, кто никоим образом не мог править страной без покровительства римлян.
31
.. до города Диона… – Дион – город на юго-востоке от Тивериадского (Генисаретсвого) озера, близ Пеллы.
32
.. Гиппос… – Гиппос – город на восточном берегу Тивериадского озера, в пяти верстах от Тивериады. – Примеч. ред.
33
.. повел Аристобула со всем его семейством, состоявшим из двух дочерей и двух сыновей. Один из последних, Александр, бежал в дороге, младший же, Антигон, и его сестры доставлены были в Рим. – В «Иудейских древностях» Флавий видит причину катастрофы в соперничестве Гиркана и Аристобула.
34
.. ему на пути стал Габиний, преемник Скавра в Сирии, храбрый, испытанный во многих битвах воин. – Авл Габиний, будучи народным трибуном, активно содействовал тому, чтобы Помпей получил чрезвычайные полномочия.
35
.. в числе которых находился также Пифолай… – Прежде Пифолай был сторонником Гиркана и вместе с римлянами боролся против Александра II, сына Аристобула.
36
.. чтобы защитить интересы Птолемея в Египте. – В Египте в то время правили два царя, оба побочные сыновья Птолемея Лафира: Птолемей Авлет в Александрии и Птолемей Кипрский – на Кипре. Посланный сенатом Катон без всякого труда подчинил Кипр, Птолемей Кипрский отравился. Авлет же за свою жестокость был изгнан жителями Александрии, передавшими власть его зятю, жрецу Архелаю. Помпей и Красс, подкупленные Авлетом, поручили Габинию восстановить его на престоле. За исполнение этого поручения Габиний был щедро награжден Авлетом, но по возвращении в Рим его обвинили во взяточничестве и осудили на изгнание.
37
.. проходы к Пелузию… – Пелузий (библ. Син) – город на восточном рукаве устья Нила. Иудейский гарнизон крепости пропустил Габиния лишь тогда, когда Гиркан засвидетельствовал, что войско идет на помощь низвергнутому царю.
38
Он собрал несметное количество войска и положил себе задачей – истребить всех римлян в пределах иудейского государства. – Александр II прошел через всю Иудею и истребил всех встречавшихся ему на пути римлян; уцелевшие бежали на гору Гаризим, где их осадили.
39
Для своего похода против парфян он взял из Иерусалимского храма, кроме других находившихся там золотых вещей, и те 2000 талантов, которые оставлены были нетронутыми Помпеем. Перешагнув через Евфрат, он сам погиб вместе с своей армией. – В Иерусалимском храме, славившемся своими богатствами во всем древнем мире, Красс получил в дар золотой жезл весом 300 мин и пообещал не трогать остальное, однако нарушил обещание и похитил из Храма все монеты и золотые сосуды. Парфяне, как гласит легенда, наказали Красса за алчность тем, что влили ему в рот расплавленное золото.
40
.. взял Тарихею… – Тарихея и Гамала – крепости на противоположных берегах Генисаретского озера.
41
.. в надежде подчинить себе через него эту провинцию и всю Иудею. – Римским наместником в Сирии был тогда тесть Помпея Метелл Сципион. Последний из Сирии и Антипатр из Иудеи посылали Помпею в Диррахий вспомогательные войска.
42
После смерти Помпея… – Помпей при Диррахии одержал победу над Цезарем, но при Фессалии он потерпел решительное поражение и бежал в Египет, где был изменнически убит.
43
Когда Митридат из Пергамона, стремившийся со своим войском в Египет… – Цезарь девять месяцев был вынужден сражаться с восставшим населением Александрии. Только прибытие Митридата позволило Цезарю полностью овладеть городом.
44
.. жившие около Мемфиса не оказывали тогда никакого сопротивления, а добровольно примкнули к Митридату. – Иудейское население Мемфиса и Онийского округа присоединилось к Митридату после того, как Антипатр зачитал письмо Гиркана, увещевавшее дружелюбно отнестись к Цезарю. Последний по окончании войны в Египте наградил иудеев тем, что утвердил за ними одинаковые с греками права гражданства.
45
.. второго сына, Ирода, который был тогда еще очень молод… – Ироду было тогда 25 лет. Вместе с назначением в Галилее он получил командование над иудейским войском.
46
Атамана разбойников Езекию, опустошавшего окраины Сирии, он поймал и казнил, а также истребил многих из его шайки – подвиг, который снискал ему великую признательность сирийцев. В селах и городах прославлено было имя Ирода как спасителя страны и водворителя мира и порядка. – Остатки разбитой армии Аристобула скрывались в ущельях и вели партизанскую войну. Эти вольные отряды напоминали собою первую хассидейскую дружину Маттафии и Иуды Маккавея, которая также начинала с набегов на сирийские селения и войска. Один из таких отрядов находился под предводительством Езекии. Ирод начал с того, что истребил отряд Езекии.
47
Ирод, считая себя освобожденным против воли царя, отправился к Сексту Цезарю в Дамаск с решением не явиться больше к суду, если он вторично будет вызван. – В «Иудейских древностях» о столкновении Ирода с Синедрионом и Гирканом рассказано более подробно и последовательно. – Примеч. ред.
48
.. у Апамеи… – Апамея – сирийский город на правом берегу Оронта, к югу от Антиохии.
49
.. и двух других второстепенных городов… – Имеются в виду Лидда и Тамна.
50
.. он умер во время пира жертвой злодейства Малиха. – Малих был один из начальников иерусалимского гарнизона. Он остался верен Гиркану и из преданности к нему стал преследовать Антипатра, стремления которого были слишком ясны для всех, исключая одного Гиркана. «Злодейство» Малиха состояло в его стремлении освободить Иудею от римского владычества. О тайном обещании Кассия сделать Ирода иудейским царем первый узнал Малих; он убил Антипатра в надежде этим ослабить идумейское семейство и упрочить власть Гиркана.
51
Нельзя было решить, искренно ли высказался Гиркан, или он говорил из страха, соображаясь с совершившимся фактом. – Убийство Малиха послужило сигналом к открытой войне с идумейскими братьями; этой войне покровительствовал сам Гиркан.
52
Феликс… – Феликс – один из римских полководцев, вставший на сторону Гиркана.
53
.. и сильнейшая из всех крепостей Масада. – Масада – крепость на западном берегу Мертвого моря.
54
.. был женат на своей соотечественнице благородного происхождения по имени Дорида… – По «Иудейским древностям» (ХIV, 12, 1), Дорида была низкого происхождения.
55
.. он стал в родственные отношения с царем. – Из страха перед Иродом Гиркан обручил с ним Мариамну. Брак состоялся позже, когда Ирод уже занял трон и осаждал Иерусалим.
56
По истечении двух лет, когда Барцафарн, сатрап парфян, и Пакор, сын парфянского царя, владели Сирией… – Когда Антоний отплыл в Афины, чтобы оттуда начать войну с Цезарем. В его отсутствие парфяне вновь вторглись в Малую Азию и Сирию и овладели римскими областями.
57
.. дочь Гиркана, Мариамна… – Дочь Гиркана – Александра. Мариамна была дочерью Александры и внучкой Гиркана.
58
Антигон сам откусил уши… – По «Иудейским древностям» (XIV, 13, 11), Антигон приказал отрезать уши Гиркану.
59
.. царь Малих… – Малих (Малх) I – царь Набатеи (60–30 до н. э.), преемник Ареты III. – Примеч. ред.
60
.. вместе с его отцом… – Гай Октавий – внук младшей из сестер Юлия Цезаря, усыновленный бездетным Цезарем. По смерти последнего он принял имя Гая Юлия Цезаря Октавиана.
61
.. и разъяснил, насколько восшествие Ирода на престол будет полезно для войны с парфянами… – С приказом начать войну с парфянами на Вотоск прибыл легат Антония Публий Вентидий.
62
По окончании заседания Ирод вышел из сената, имея с одной стороны Антония и с другой – Октавиана. – Ирод прибыл в Рим как раз после заключения Брундизийского договора, восстановившего на время мир между Антонием и Октавианом.
63
.. римский полководец Вентидий, посланный для изгнания парфян из Сирии… – Публий Вентидий изгнал парфян после четырехлетнего их владычества над римскими территориями в Азии.
64
Но партия Антигона приводила со своей стороны возражения… – По «Иудейским древностям» (XIV, 15, 2), Антигон не возражал глашатаям Ирода, а призвал к стене Силона и его солдат и сказал, что они нарушат всякую справедливость, если отдадут царскую власть Ироду, который является совершенно частным лицом и притом идумеянином, то есть полуевреем, тогда как по справедливости и обычаям (страны) эта власть должна принадлежать лишь кровным иудеям. Если, продолжал он, иудеи теперь и недовольны тем, что он (Антигон) добился царской власти при помощи парфян, и решили ее отнять у него, то все-таки имеется еще много членов его семьи, которые, не причинив никакого зла римлянам и вдобавок будучи священниками, совершенно несправедливо терпят обиду, будучи лишены этой власти; впрочем, они сумеют добиться ее.
65
И Антигону, вследствие подкупа Силона, предоставлено было часть войска принять на квартиры в Лидду, чем он хотел зарекомендовать себя перед Антонием. – Антигон принял на себя снабжение некоторой части войска на один только месяц. По истечении же этого срока он разослал приказ по всей Иудее, чтобы жители убрали свои хлеба с полей и бежали в горы, думая таким образом обречь римлян на голодную смерть. Но Ирод выручил Силона из беды (Иудейские древности. XIV, 15, 4).
66
.. на Самосату… – Самосата – столица сирийской области Коммагена.
67
Царь Антиох должен был, однако, сдать Самосату. – По другим источникам, осада Самосаты была безуспешной.
68
.. около одиннадцати легионов… – Легион в последний период римской Республики состоял из 4200 воинов, делившихся на четыре категории: гастатов (hastati), принципов (principes), триариев (triarii) и велитов (velites). Первые три категории имели полное вооружение, а именно: большой щит, металлический нагрудник или кожаный панцирь, меч и два дротика, либо тяжелые копья; легковооруженные велиты носил: меч, легкое копье, круглый щит и кожаный шлем. Кроме того, к каждому легиону были прикомандированы когорты ремесленников, оружейников, резервных солдат, много прислуги, писарей и пр. Осадное войско, следовательно, включало, не считая многочисленных союзных сил, набранных в Сирии, свыше 60 тысяч римских солдат.
69
.. чувствовалась нужда в жизненных припасах для лошадей и людей… – Осада происходила в «субботний год», когда полагалось давать отдых земле и оставлять ее невспаханной и незасеянной.
70
Топор, как он того заслужил, положил конец его жизни, которую он до последнего мгновения провел в тщеславных надеждах (107 до разр. Хр.). – По свидетельству Страбона, это был первый случай, когда римский полководец убил царя топором. В «Иудейских древностях» (ХIV, 6, 4) Флавий иначе рассказывает о казни Антигона: «Ирод большой суммой денег склонил Антония на убийство Антигона, ибо боялся, что если Антигон будет препровожден в Рим, тогда сенату станет известно, что свергнутый с престола принадлежит к царскому семейству, а он, Ирод, происходит из низкого рода». Со смертью Антигона окончилось владычество Хасмонеев, длившееся 129 лет. Их трон, перешел к сыну Антипатра Ироду – «человеку низкого происхождения и принадлежавшему к сословию простых подданных».
71
Царь Ирод предпринял теперь чистку иерусалимского населения. Своих единомышленников он еще больше привязал к себе пожалованием им почетных должностей; приверженцев же Антигона он приказал казнить. Вследствие недостатка в наличных деньгах он все свои драгоценности перечеканил в монеты и послал их Антонию и его приближенным. – Первыми жертвами мщения Ирода сделались члены Синедриона, которые девять лет назад хотели осудить его на смерть за убийства в Галилее. Кроме того, Ирод приказал убить 45 знатнейших граждан Иерусалима со всеми их родственниками. Имущество убитых Ирод конфисковал в свою пользу; у всех ворот были расставлены вооруженные стражники, которые обыскивали трупы умерщвленных при выносе из города и найденные при них драгоценности доставляли царю.
72
.. реки Елевтера… – Елевтера – река, образующая собою границу между Сирией и Палестиной. Ныне Нахр-эль-Кебир (Великая река). – Примеч. ред.
73
.. был также парфянин. – Вместо «парфянин» следует читать «армянин»; Артабаз (Артавазд) был армянским царем. Он изменил римлянам и оставил их одних в Парфии.
74
В начале войны при Акции Ирод вместе с Антонием приготовлялись к походу… – Готовясь к битве при Акции, Антоний призвал Ирода к себе на помощь.
75
.. уговорила Антония поручить Ироду войну с аравитянами… – Войну аравийскому царю объявили из-за того, что он отказался платить дань с тех владений, которые были отняты у него Антонием и отданы Клеопатре.
76
.. и тридцать тысяч человек… – По «Иудейским древностям» (ХV, 5, 3), менее 10 000 человек. Преимущественно пострадала Саронская долина, где жители были погребены под развалинами домов. С тех пор первосвященники в день всепрощения особо молились в Святая Святых за саронцев.
77
.. был ему лучшим советником и указывал ему на смерть Клеопатры как на единственное средство возвратить себе потерянное… – Друзья Антония один за другим изменяли ему – главным образом из ненависти к Клеопатре, которая беспощадно преследовала всех восточных царей и князей.
78
.. послал помощь против гладиаторов. – После битвы при Акции гладиаторы Антония, находившиеся в Кизике на Геллеспонте, пытались переплыть в Египет на помощь своему господину, но новый правитель Сирии Квинт Дидий при помощи Ирода перерезал им путь.
79
.. и принял вообще все меры к тому, чтобы императорское войско ни в чем ни нуждалось. – Ко всему этому Ирод подарил еще Октавиану 800 талантов.
80
.. и расширил пределы его государства… – Иудея была восстановлена в тех пределах, в каких она существовала при Маккавеях, до братоубийственной войны.
81
По истечении первой акциады… – В честь победы при Акции Октавиан установил достопамятные акцийские игры, происходившие в Никополе (близ Акция).
82
.. владения Лизания… – Лизаний – владетель Халкиды, сын породнившегося с домом Хасмонеев Птолемея, равно как и аравийский царь Малих, были убиты Антонием в угоду Клеопатре.
83
.. первым любимцем Августа после Агриппы… – Речь о Марке Випсании Агриппе, зяте Августа и знаменитейшем из его полководцев, которому он был обязан своими победами над Помпеем и Антонием. – Примеч. ред.
84
..Ирод заново отстроил Храм, расширил место Храма вдвое против прежнего и окружил его стеной – все с неимоверными затратами, с беспримерной роскошью и великолепием. – Когда Ирод объявил о своем намерении перестроить Храм, народ ужаснулся: одни боялись, что у царя не хватит средств для окончания постройки, другие думали, что он подыскивает только предлог для того, чтобы отнять у народа его святилище. Для устранения этих подозрений Ирод обещал приступить к реставрации Храма лишь после заготовки материала и окончания всех подготовительных работ. Все время строительства, как рассказывается в Талмуде, дожди шли только ночью и не препятствовали работам.
85
.. а цитадель он с огромными затратами перестроил наподобие дворца и назвал ее в честь Антония Антонией. – Цитадель построил Иоанн Гиркан, назвавший ее Барисом. Ирод, перестроив ее, соединил цитадель тайным подземным ходом с восточными воротами Храма и здесь, у устья подземелья, воздвиг высокую башню, где можно было укрыться в случае неожиданного восстания.
86
В стране самарян он построил город… выстроил в средине нового города большой храм в честь Цезаря. Обсадил его рощей на протяжении трех с половиной стадиев и назвал город Себастой. – Себаста, или Августа, была построена на месте прежней Самарии.
87
.. во многих городах воздвигал кесарии. – Кесария – общее название публичных зданий, построенных в честь Августа.
88
До гавани простираются городские улицы, отстоящие друг от друга в равномерных расстояниях. – По всем городским улицам были проложены продольные и поперечные подземные каналы, которые сообщались с морем; по одним дождевая вода и нечистоты стекали в море, а по другим поступала морская вода, очищавшая каналы.
89
.. и дал ему имя Кесарии (Цезареи). – Впоследствии Кесария сделалась резиденцией римского наместника и соперничала во влиянии и могуществе с Иерусалимом.
90
И остальные возведенные им постройки: амфитеатр, театр и рынок – были также достойны имени императора, которое они носили. Дальше он учредил пятилетние состязательные игры, которые он также назвал именем Цезаря… Ирод сам назначил тогда богатые призы не только для первых победителей, но и второстепенных и третьестепенных из них. – Театры и цирки были построены не только в Кесарии и во многих других провинциальных городах с языческим населением, но даже в иудейской столице – Иерусалиме. Здесь же устраивались пятилетние игры в честь Августа.
91
В прекраснейшей долине… – Т. е. Саронской.
92
.. сводообразный холм в 60 стадиях от Иерусалима… – На том самом месте, где Ирод одержал победу над иудеями, напавшими на него в то время, когда он бежал из Иерусалима.
93
Изобилие во всем придало замку вид города… – Окрестности замка были застроены многочисленными домами, которые в действительности образовали вид города.
94
В Триполисе… Берит и Тир… Сидон… морской город Лаодикея… – Триполис – ныне Тарабул; Берит – ныне Бейрут; Тир – ныне Сур; Сидон – ныне Сайда; Лаодикея – ныне Латакия.
95
В большинстве случаев его щедрость не допускала даже подозрения в том, что, оказывая чужим городам больше благодеяний, чем их собственные властители, он преследует этим какие-либо задние цели. – «Не царя мы имели в Ироде, а лютейшего тирана, какой когда-либо сидел на троне. Он убил бесчисленное множество граждан, но участь тех, которых он пощадил, была такова, что они завидовали умершим, ибо он пытал своих подданных не только поодиночке, а мучил целые города. Иностранные города он разукрашивал, а свои собственные – злоупотреблял. Он чужим народам дал подарки, к которым прилипла кровь иудеев. На месте прежнего благосостояния и добрых старых нравов наступила полнейшая нищета и деморализация. Вообще мы терпели от Ирода больше гнета, чем наши предки за все века, начиная от исхода из Вавилонии». Так говорили иудейские представители римскому императору Августу по поводу грандиозных построек и богатых даров, которыми царь облагодетельствовал различные народы.
96
О смерти первосвященников Аристобула и Гиркана, а также жены Ирода, Мариамны. – Все эти три казни были совершены Иродом в первые годы его царствования, еще при жизни Антония.
97
.. а потому, что тот сознавал, что корона принадлежит Гиркану. – Ирод считал свое положение шатким, пока Гиркан находился в живых и вне его власти. Чтобы избавиться от такого опасного соперника, Ирод снарядил в Парфию своего друга Сарамаллу, первого сирийского богача, и снабдил его подарками и письмами к парфянскому царю Гиркану и парфянским евреям. Царя и евреев он просил отпустить к нему Гиркана, которому он столь многим обязан и которому он хочет отдать дань благодарности; Гиркану он писал отдельно, что теперь пришло время, когда он в состоянии отблагодарить его за все благодеяния; царь пламенно просил Гиркана возвратиться в Иерусалим для того, чтобы разделить правление. Легковерный Гиркан дал себя уговорить. Он приехал в Иерусалим, но Ирод нарушил клятву и убил Гиркана.
98
И последнего, невзирая на его юность, Ирод не пощадил, а убил после того, как он этого семнадцатилетнего юношу возвел в сан первосвященника. – Вступив на престол, Ирод вызвал из Вавилонии для занятия места первосвященника некоего Ананеля из рода священников. Впрочем, по настоянию матери Аристобула, пользовавшейся покровительством Клеопатры, ему пришлось сместить Ананеля и назначить первосвященником Аристобула. Вскоре он расправился с новым первосвященником: придворные Ирода утопили Аристобула в дворцовом пруду.
99
Собравшись в путь, он вверил свою жену Иосифу, мужу своей сестры Саломеи – человеку вполне надежному и вследствие близкого родства преданному ему, – и приказал ему втайне лишить жизни Мариамну, если его убьет Антоний. – Мать Аристобула обратилась к Клеопатре и пожаловалась ей на злодейство Ирода. Вследствие энергичного заступничества Клеопатры, Антоний привлек Ирода к ответу. Царю пришлось отправиться к Антонию для объяснений; опасаясь за свою жизнь, он оставил правление в руках Иосифа и поручил ему также убить царицу, если его казнит Антоний. Впрочем, Ирод умилостивил Антония значительной суммой денег и возвратился в Иерусалим невредимым.
100
Обуреваемый ревностью, он отдал приказ немедленно убить их обоих. – Был казнен один только Иосиф, Мариамна же успела доказать свою невинность и заставила Ирода просить у нее прощения за несправедливое обвинение. Но год спустя по доносу своей сестры Саломеи Ирод вынес Мариамне смертный приговор.
101
.. Ирод возвратил к себе своего сына от Дориды, Антипатра, которого он избрал как защиту против других своих сыновей, и стал всячески отличать его перед этими последними. – Возвращением из изгнания Антипатра Ирод рассчитывал усмирить остальных членов своей семьи. Но появление Антипатра лишь усугубило конфликт.
102
.. на Элеузу… – Элеуза – маленький остров, на котором находилась резиденция Архелая.
103
.. потому что не царство, а только честь царства я передаю моим сыновьям: они будут наслаждаться положением царей, но тяжесть государственных дел будет лежать на мне, хотя я и неохотно ношу ее. – Ирод еще в Риме хотел разделить царство между тремя своими сыновьями, но Август удержал его от отречения от престола.
104
.. мать Антипатра также сделалась всемогущей. – Она сделалась ближайшей советницей Ирода в важнейших делах.
105
Антипатр настроил враждебно против братьев также и их дядю Ферору, равно и тетку, Саломею… – Оба были злейшими врагами сыновей Мариамны еще до возвышения Антипатра.
106
.. возведя свое происхождение до Темена… – Темен – легендарный царь Дориды и Аргоса из рода Гераклидов, правивший в конце XII – начале XI веков до н. э.; родоначальник македонских царей. – Примеч. ред.
107
Аристобул всегда стыдил свою жену ее низким происхождением… – По «Иудейским древностям», Саломея сеяла раздор между своей дочерью и ее мужем.
108
.. за своего племянника… – Одного из сыновей Фасаила.
109
.. когда жила еще царица… – Т. е. Мариамна.
110
.. Ферора собирался увести свою возлюбленную… – Ирод предложил Фероре в жены вторую свою дочь, но Ферора вторично отказался, не пожелав расстаться с возлюбленной.
111
.. муж Саломеи, Костобар… – Костобар, знатный идумеянин и, следовательно, соотечественник Ирода, был главным сподвижником царя. Костобару поручили охрану городских ворот, дабы никто не мог спастись от рук Ирода. Усердно исполняя волю своего повелителя и предавая казни знатнейших граждан, он, однако, пощадил вожаков иерусалимской аристократии, пользовавшихся влиянием на народ и состоявших в родстве с Маккавейской династией. Костобар скрывал этих людей в потаенном месте в течение десяти лет, но в конце концов Саломея, ставшая женой Костобара после убийства первого ее мужа, Иосифа, выдала тайну Ироду, и Костобара вместе с мятежниками обезглавили.
112
.. брат ее, Ферора, обвинял ее в том, что она тайно обручилась с Силлаем, наместником аравийского царя Оведа, смертным врагом Ирода. – Жители Трахонеи, которых император Август подчинил владычеству Ирода, нашли себе покровителя в лице Силлая, фактически правившего Аравией при слабосильном царе Ободе, и отпали от Иудеи. Ирод вторгся в Аравию и силой оружия принудил аравийское правительство к выдаче разбойников. Силлай, находившийся тогда в Риме, пожаловался императору на Ирода. Август был так возмущен поступком Ирода, что прервал дружбу с ним и выразил ему в самой жесткой форме свое негодование. Уладить разногласия удалось лишь Николаю Дамасскому.
113
.. под влиянием любви к своей жене. – Речь идет о рабыне, которую Ферора предпочитал дочерям Ирода и из-за которой между ним и братом происходили постоянные столкновения.
114
.. принадлежности его к спартанской нации… – По иудейской версии, спартанцы считались родственниками евреев, поскольку происходили от Авраама.
115
.. одной из царских крепостей… – По «Иудейским древностям», Александрион.
116
Получив через этих послов в Риме бумаги от царя, император очень пожалел о юношах… – Волумний прибыл в Рим, когда Николай, незадолго пред тем отправленный Иродом во главе посольства для примирения с императором, успешно выполнил свою миссию: он не только возвратил Ироду милость императора, но и добился смертного приговора для оклеветавшего его Силлая. Так как в то же время было получено известие о смерти аравийского царя Оведа, то Август решил подчинить и Аравию власти Ирода. Но, прочитав бумаги, доставленные Волумнием, он счел неудобным подарить еще одно царство человеку, который на старости лет враждует со своими сыновьями.
117
.. если же окажется, что они только помышляли о тайном бегстве… – Ирод потребовал от Александра и Аристобула, чтобы они сами написали императору о своих преступных замыслах против него. Братья написали, что никогда они не думали посягать на жизнь отца и ничего подобного не предпринимали. Единственное, о чем они думали, – это о бегстве, причем вынужденном, так как им слишком тяжело было жить на подозрении у отца.
118
.. и, кроме них, все владетели Сирии, за исключением царя Архелая… – Август назвал Архелая в числе участников суда, но Ирод проигнорировал слова императора. Собрание, созванное Иродом, состояло из 150 человек.
119
.. в одной сидонской деревне, Платане. – Платана – деревня невдалеке от Бейрута, где происходило собрание. Ирод перевел обвиняемых туда для того, чтобы иметь их поблизости на случай, если потребуется их присутствие на суде.
120
.. он стал оплакивать самого себя: приговор против его сыновей постигнет его самого, победа над детьми – это горькая победа. – В «Иудейских древностях» (ХVI, 11, 2) Иосиф говорит, что Ирод вел себя на суде, как безумный: он даже не дал судьям допрашивать свидетелей и рассматривать документы, а сам руководил судебным следствием, сам отстаивал справедливость доказательств, повышал голос и обнаруживал вообще все признаки ярости и необузданной жестокости.
121
.. когда у него сбоку стоят его собственные три сына. – Трое сыновей Сатурнина заседали вместе с ним в собрании.
122
Но он поволок своих сыновей в Тир… – В Тире он встретился с возвратившимся из Рима Николаем Дамасским. Последний посоветовал царю не приводить в исполнение приговор суда, а ограничиться содержанием сыновей в заключении. Ирод не дал Николаю никаких определенных обещаний.
123
..что может внушить душевное горе человеку, решившемуся рискнуть своею жизнью. – В «Иудейских древностях» Терон изображается не сумасшедшим, а отчаянным смельчаком, «открыто высказывавшим все то, что оставалось скрытым в сердцах других».
124
.. и умертвила на месте всех… – До 300 человек.
125
Его приказ был быстро приведен в исполнение. – По «Иудейским древностям» (ХVII, 5, 4), надзор за совершением казни принял на себя лично Антипатр.
126
.. с их дедом по материнской линии, Александром. – Т. е. Александром I Яннаем. – Примеч. ред.
127
.. Александр имел от Глафиры двух сыновей, Тиграна и Александра… – После смерти Ирода они были отосланы к их деду, каппадокийскому царю Архелаю.
128
.. за дядю Антипатра по его матери… – Феодион, брат Дориды.
129
.. горячую любовь иудеев к погибшим из-за него братьям еще при жизни последних и благоговейную память о них после смерти. – Симпатии народа к умершим братьям и антипатию к виновнику их смерти разделяло также войско, а это более всего беспокоило Антипатра.
130
Царь имел именно девять жен, принесших ему семеро детей. – Не считая Мариамны с ее сыновьями и не включая дочерей от разных жен. Всего у Ирода было двенадцать детей.
131
.. от дочери первосвященника, Мариамны… – Это другая Мариамна, на которой Ирод женился много лет после смерти царицы. Она была дочерью священника Симона, переехавшего из Александрии в Иерусалим, и славой красоты своей обратила на себя внимание Ирода. Так как Симон занимал слишком низкое положение для того, чтобы сделаться тестем государя, то Ирод возвел его в сан первосвященника на место Иешуи, преемника Ананеля.
132
..Иосифа… – Иосиф – сын Фероры.
133
.. обе его племянницы… – Одна дочь его брата, другая – дочь сестры.
134
.. двух дочерей… – Т. е. Салампсо и Кипру.
135
.. императрицы Юлии… – Юлия интриговала против сыновей Августа от других жен в пользу своего сына Тиберия. Ей приписывали отравление нескольких претендентов на римский престол из рода Августа.
136
.. она тем не менее, при помощи своих союзниц, могла властвовать над другими. – Она прибрала к рукам не только Ферору, но и Антипатра; мать которого играла между ними роль сводницы.
137
Одновременно с ним ехал в Рим аравитянин Силлай, не исполнивший приказов императора, в виду того что Антипатру поручено было возобновить против него то самое обвинение, которое раньше еще было возбуждено Николаем. – По обвинению Николая Дамасского император приговорил Силлая к смертной казни, но предварительно отправил его на родину для уплаты Ироду старого долга в 60 талантов. Процесс об этих 60 талантах обошелся Ироду в несколько сот талантов.
138
..Фабат, все еще состоя в высокой милости у Ирода, до того озлобился, что выдал тайны Силлая… – За выдачу этой тайны Силлай убил Фабата.
139
.. удалился в свою тетрархию… – Т. е. в Перею.
140
..Феодиону… – Феодион – брат Дориды, женатый на Беренике, дочери Саломеи.
141
Царь наказал также сына за дерзость матери: он вычеркнул Ирода из завещания, в котором последний назначен был преемником Антипатра. – Вместе с тем Ирод лишил первосвященнического сана отца Мариамны, Симона, и назначил на его место Маттафию, сына Феофила.
142
Вместе с тем, как бы в дополнение к отцеубийственным планам, он представил еще письма, сочиненные Антипатром с целью погубить своих братьев. – И яд, и письма были присланы Антипатром из Рима через Бафилла, который выдал их под пытками.
143
Сыновья царя, Архелай и Филипп… – Архелай – от Малтаки, Филипп – от Клеопатры.
144
.. стал говорить свою речь Николай. – Николай Дамасский, защищавший Ирода пред императором.
145
.. назначил престолонаследником Антипу. – Антипа – сын самарянки Малтаки.
146
Один из них был Иуда, сын Сепфорея, другой Матфий, сын Маргала. – По «Иудейским древностям», Иуда – сын Сарифея, Матфий – сын Маргалофа.
147
.. ибо закон запрещает внесение в храм статуй, бюстов и иных изображений, носящих имя живого существа. – По Моисееву законодательству поклонение всякого рода изваяниям и изображениям живых существ евреям воспрещено безусловно, даже вне пределов храма (Втор 4:16–20).
148
.. арестовал до сорока молодых людей и доставил их к царю. – Вместе с учениками были схвачены их учителя, Иуда и Матфий, которых также привели к царю.
149
.. остальных арестованных отдать в руки палачей для совершения над ними казни. – Местом казни, согласно «Иудейским древностям», был Иерихон, где Ирод совершал почти все политические казни, так как в этом городе, укрепленном новой цитаделью и населенном солдатами и преданными ему простолюдинами разных племен, царь чувствовал себя безопаснее, чем в Иерусалиме. При описанном случае Ирод устранил от должности первосвященника Маттафию, с ведома и одобрения которого был уничтожен орел, и назначил на его место Иозара. Это был шестой первосвященник в царствовании Ирода: Ананель, Аристобул, Иешуа, Симон, Маттафия и Иозар. Казнь именитых законоучителей и замещение Маттафии Иозаром вызвали после смерти Ирода восстание в Иерусалиме.
150
.. иудеи будут праздновать мою смерть, как юбилейное торжество… – Фарисеи действительно причислили день смерти Ирода (2 шевата) к числу праздников.
151
Как только я умру, тогда вы оцепите солдатами тех заточенных и прикажите как можно скорее изрубить их, дабы вся Иудея и каждая фамилия против своей воли плакала бы над моей смертью. – По «Иудейским древностям», Ирод предназначил к закланию огромную массу людей: по одной жертве от каждого знатного иудейского семейства. Их должны были убить сразу после смерти Ирода, до объявления об этом солдатам.
152
.. он отдал приказание своим телохранителям немедленно же убить Антипатра. – По поводу этой казни Август произнес известную фразу: «Лучше быть свиньей Ирода, чем его сыном».
153
.. он опять изменил завещание и назначил своего старшего сына, Архелая, брата Антипы, наследником престола, а самого Антипу – тетрархом. – По этому завещанию Ирод раздробил царство Израильское на мелкие княжества. Архелай, сын самарянки, был назначен царем над Иудеей и Самарией; Антипа – тетрархом над Галилеей и Переей. Гавланитида, Трахонея, Батанея и Панея (на северо-востоке от Иудеи) образовали другую тетрархию, которая отдана была Филиппу – сыну Клеопатры. Наконец, Саломея получила по завещанию Иамнию, Азот и Фаселиду.
154
.. выступил Птолемей… – Птолемей заведовал финансами при Ироде.
155
Тело перенесено было на расстоянии двухсот стадиев в Иродион, где оно, согласно завещанию, было предано земле. – Ирод был погребен в крепости Иродион, построенной им для увековечения собственного имени на юге от Иерусалима, на расстоянии 60 стадиев от города.
156
Одни желали облегчения податей, другие – упразднения пошлин… – Иудеи платили Ироду поголовную подать, поземельный налог, налог с домов, пошлину с товаров, привозимых на рынок, и некоторые другие пошлины.
157
«Будем мстить за них Иродовым избранникам! Прежде всего должен быть устранен назначенный им первосвященник – долг и обязанность требует избрать более благочестивого и непорочного!» – По «Иудейским древностям», граждане предварительно сговорились между собой и затем от имени собрания потребовали от Архелая устранения Иозара и наиболее близких друзей Ирода.
158
Из любезности к Вару Сабин действительно отказался от прежнего своего намерения поспешить в крепость и запереть перед Архелаем казнохранилища его отца… – Сабин занимал пост с ограниченными полномочиями. Вар был правителем Сирии, а Сабин заведовал финансовыми делами в качестве квестора этой провинции.
159
.. он был высоко поставлен у Ирода и пользовался его доверием. – Среди придворных Ирода были два Птолемея, из которых первый, заведовавший финансами хранитель перстня царя, поддерживал права Архелая, а другой, брат Николая Дамасского и последний близкий друг Ирода, стоял на стороне Антипы.
160
.. усыновленному им сыну Агриппы и дочери его Юлии, Гаю. – Гай Цезарь – внук Октавиана, им усыновленный. Август наметил Га я наследником своего престола, но мальчика отравила жена Августа Ливия Друзилла (Юлия).
161
Вар, собственно, это предвидел; чтобы предупредить могущие произойти волнения… он вслед за отъездом Архелая прибыл в Иерусалим и, оставив здесь один из взятых им в Сирии трех легионов, возвратился обратно в Антиохию. – По «Иудейским древностям», восстание уже началось, но Вар приостановил его казнью коноводов и переводом в Иерусалим целого легиона, то есть третьей части всей римской армии, расквартированной в Сирии.
162
.. он опирался… на многочисленную толпу своих собственных рабов, которых он вооружил и превратил в орудие своей алчности. – Эти вооруженные рабы бродили по улицам города и оскорбляли граждан.
163
.. так называемые себастийцы… – Это были иноземные солдаты, облагодетельствованные Иродом, получившие от него город Себасту, много пахотной земли и самоуправление.
164
..Иуда – сын того Езекии, который некогда во главе разбойничьей шайки разорял страну, но был побежден царем Иродом… – За убийство этого Езекии Ирода привлекли к суду Синедриона. Иуда унаследовал от отца пламенную ненависть к римлянам. Он стремился к восстановлению «царства Божия» и был ярым врагом римлян.
165
.. если бы против него не выступил начальник царской пехоты Грат со стрелками из Трахонеи… – В различных изданиях работы Иосифа Флавия название стрелков, содействовавших Грату в его борьбе против Симона, читается различно. Мы следуем чтению Хаверкампа, подтверждаемому латинским переводом Руфина. Речь, может быть, идет о конных стрелках, прибывших из Вавилонии в количестве 500 человек под начальством некоего Замариса, которых Ирод поселил в Батанее, на границе Трахонеи.
166
.. возле Вифарамата… – Вифарамат – город по ту сторону Иордана впоследствии переименованный Иродом Антипой в Ливию. В параллельном месте «Иудейских древностей» (ХVII, 10, 6) упоминается город Амафа, но это явная ошибка.
167
.. покорил город Сепфору, предал его огню, а жителей продал в рабство. – Жители Сепфоры принадлежали к патриотической партии Иуды, сына Езекии. Сам Иуда спасся бегством.
168
.. вид римских сил… – Не считая арабских и других вспомогательных отрядов, одних только римских солдат насчитывалось до 20 000 человек.
169
Потушив, таким образом, восстание в Иерусалиме, Вар возвратился в Антиохию. – Погром Вара приравнивается Иосифом к войнам Антиоха Епифана и Помпея в том отношении, что в нем, равно как и в тех войнах, погибли архивы и родословные записи, вследствие чего пришлось составлять новые генеалогии.
170
.. из живших в Риме иудеев. – Первые иудеи, вероятно, поселились в Риме еще при Маккавеях. Образование еврейской колонии в Риме относится ко времени Помпея, который привез в Рим многочисленных еврейских пленников. Получив право римских граждан, они поселились на левом берегу Тибра и организовали самостоятельную еврейскую общину.
171
Друзья же его родственников занимали нейтральное положение… – Сами же родственники примкнули к иудейской депутации.
172
.. и именем императора обещал ему помилование… – По «Иудейским древностям», весь этот разговор произошел лично с императором.
173
.. на девятом году своего царствования… – По «Иудейским древностям», на десятом году.
174
Колосья, кажется, означают годы… – Так как они созревают раз в лето.