Размер шрифта
-
+

Италия. Враг поневоле - стр. 6

и да не считается христианином католическим, но еретиком-прозимитом.[5] Да будет, да будет, да будет! ” Наглость папских легатов возбудила против них все население столицы. Только благодаря императору, который уважал в них звание послов, они могли свободно выехать… Патриарх же в заседании “постоянного” своего синода из 12 митрополитов и двух архиепископов, в присутствии и других семи архиереев, находившихся тогда в столице, 20 июля составил соборное определение, которым осудил действия послов папских и составителей отлучительской грамоты предал проклятию, о чем известил и прочих восточных патриархов. В известительной об этом грамоте говорилось, между прочим, что легаты были ложные и действовали без ведома и уполномочия папского. Так как, действительно, пап Лев IX еще с сентября 1053 г. по март 1054 г. находился в Беневенте, как пленник норманнов, затем, освободившись, умер 19 апреля 1054 года, т. е. за два месяца до окончательного разрыва, то не без основания можно заключить, что легаты были исполнителями воли сильной партии кардиналов римских и других недоброжелателей греческой власти в Италии южной и в своих действиях опирались на живших в Греческой империи латинян, о коих и упомянул патриарх».[6]

В конфликт Первого и Второго Римов были вовлечены болгарский епископ и антиохский патриарх. Ну а как насчет русских князей и церкви? По ряду соображений конъюнктурного характера царские, а позже советские историки помалкивали о том, что Русь длительное время была в стороне от войны Рима и Константинополя.

В 1043 г. киевский князь Ярослав объявил войну Византии. Причина этой войны, равно как и предыдущих, была тривиальна – притеснения русские купцов в Константинополе. Однако русский флот, подошедший к Босфору, потерпел поражение в битве с хорошо вооруженным византийским флотом. И в 1046 г. был заключен мир.

Но в 1051 г. отношения с Византией вновь оказались на грани войны. Князь Ярослав делает митрополитом Иллариона – первого русского на киевской кафедре. Константинопольский патриарх отказывается признавать Иллариона. Ведь со времен Владимира Святого и до Ивана III все русские митрополиты утверждались константинопольским патриархом.

Таким образом, в момент окончательного разрыва папы и католического патриарха русская церковь была абсолютно независима от обеих сторон конфликта.

Между тем русские князья и до 1054 г., и как минимум 100 лет после пытались установить дружеские отношения с римскими папами. Так, вдова князя Игоря Ольга, хотя и приняла крещение в Константинополе, по каким-то причинам решила порвать с патриархом и установить связи с Римом. Знаменитый историк церкви А. В. Карташев писал по сему поводу: «Так называемый “Продолжатель Регинона” (половины X века), современник, под 959 г. сообщает: “Пришли к королю (Оттону I Великому), как после оказалось, лживым образом после Елены, королевы Ругов (Helenae reginae Rugorum), которая при Константинопольском императоре Романе крестилась в Константинополе, и просили посвятить для этого народа епископа и священников”.

Страница 6